Понятие «ДО» (Пути) в японских боевых искусствах
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Данная статья содержит полезную теоретическую информацию, которую, как я думаю, Вам было бы полезно знать.
Приятного Чтения!
Существует два больших вида современных дисциплин: будзюцу и будо.
Будзюцу характеризуют как методы рукопашного боя, используемые правительством для подготовки как спецподразделений так и личного состава армии (сил самообороны), а так же для борьбы с нарушителями общественного порядка, т.е. полиции.
При практическом использовании будзюцу выбирают такие средства, чтобы наказать нарушителя без угрозы для его жизни. Этическая концепция классического будзюцу, санкционирующая убийство врага, заменяется концепцией сдерживания атакующих действий нападающего. Акцент, который делался в классических дисциплинах на сэйси-о тёсэцу (преодоление мыслей о жизни и смерти), в современных будзюцу превращается в сёбу (решение вопроса о победе или поражении в схватке).
Будо направлено на совершенствование духовных и физических качеств человека, поэтому оно стало доступно широким массам. Идея классических будо – сикэн сёбу (смертельного поединка) заменяется идеей сиай (состязания между двумя людьми, где соперник замещает врага.
Современные дисциплины связаны с классическим будзюцу и будо больше технической стороной, чем духовной. Если внутренняя природа классических будзюцу включала элементы:
1) бой,
2) дисциплина,
3) нравственность,
то в современных будзюцу приоритеты были изменены:
1) дисциплина,
2) нравственность.
Подобным образом внутренняя природа классических будо, базирующихся на таких элементах как:
1) нравственность,
2) дисциплина и
3) эстетическая форма,
была изменена в современных будо на:
1) нравственность,
2) дисциплину.
Таким образом, после изменения истинных целей классических дисциплин, различий между ними в современной трактовке уже не было.
Современные боевые искусства обычно характеризуют как методы самообороны или как тактику ведения тренировочного и спортивного боя с противником. Индивидуальный метод работы наставника с учеником в классических дисциплинах заменен групповым методом обучения.
Классическая концепция «До», в основе которой лежит самосовершенствование личности, в современных будо получила иное токование. «До» становится путем, которого должны придерживаться все последователи данной дисциплины и эта обязанность придает современному будо неестественный характер.
Понятие «До» (Путь) является характерной чертой всех японских искусств, то есть возвело комплекс физических упражнений в ранг духовной культуры.
В древней Японии существовал свод правил, регламентирующих поведение самурев, который предусматривал наличие у них 3-х первостепенных качеств: верности, скромности и храбрости.
В конце XII века сформировался класс профессиональных воинов на основе принципа абсолютной преданности, которые посвящали свои жизни совершенствованию искусства воина.
Исторически сложилось так, что в начале XVII века, после прихода к власти Токугава Иэясу и окончания внутренних войн, ронинам (воинам без господина и средств к существованию) стали более полумиллиона самураев. Несмотря на наступление эпохи процветания и благополучия потомственные воины остались не у дел. Возникло 2 проблемы: 1) чем заняться воинам в мирное время; 2) как сохранить воинское сословие и решить его дальнейшую судьбу.
Все были едины в одном: самураю необходимо заново обрести себя, свою роль и значение в новых жизненных условиях. Бусидо требовал нового определения.
Практика будо способствует раскрытию внутренних способностей человека. Это путь, который складывается из внешней (совершенствование техники) и неразрывно связанной с ним внутренней (самосовершенствование личности) сторон.
В боевых искусствах человек проходит в своем развитии несколько стадий:
ученик (кохай),
старший ученик (сэмпай),
инструктор (сэнсэй),
наставник (сихан).
Каждый этап имеет свои особенности и важен для становления личности. Только пройдя через них человек становится мастером. Вместе с тем это путь, который отражает последовательные этапы познания человеком себя окружающего его мира и его взаимоотношений с ним.
Обязательным условием постижения пути является постоянная практика. Тренировка айкидо начинается в Додзё (место, где ищут путь) с физических упражнений, посредством которых «через пот и кровь» формируется духовный мир человека, его нравственные принципы.
Целью тренировок на начальном этапе является достижение правильности и точности выполнения технических действий, как при атаке, так и при защите. Внутреннюю логику совершенствования технического действия и двигательного навыка можно схематически представить как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем от умения к навыку.
Но превращение знаний в умение может произойти лишь на основе его практического осуществления. Таким образом, успех обучения зависит от точности выполнения технического действия и частоты его практического использования. Автоматизм движений – основной отличительный признак двигательного навыка. Сознание не участвует в проведении технического действия, а только контролирует правильность его выполнения. В основе этого явления согласно концепции, выдвинутой школой академика И.П. Павлова, лежит образование динамического стереотипа, который позволяет технически верно повторять действие, не отступая от заданных параметров и наряду в этим целесообразно изменять его в зависимости от изменения условий внешней среды.
Приобретение двигательного навыка характеризует уровень технического совершенства обучаемого и является необходимым условием для перехода к следующему этапу тренировочного процесса.
На этом этапе при достижении определенного совершенства техники сознание способно освободиться от блокирующих элементов и характеризуется тем, что человек способен без каких бы то ни было раздумий дать немедленный и безошибочный ответ в любой ситуации.
Традиционное мышление человека связано с поэтапным анализом действительности с помощью пятью органов чувств (зрение, слух, вкус, осязание, обоняние). Однако поэтапный анализ требует затрат времени, которые определяются подготовленностью субъекта к восприятию, то есть зависят от предшествующего опыта.
На определенном уровне профессиональной подготовки процесс мышления зависит скорее от быстрого интуитивного восприятия, чем от поэтапного анализа.
Каннагара – это быстрое интуитивное восприятие (познание без развернутого суждения).
Субстратом такого способа восприятия является «Ки», которую можно рассматривать как вид энергии, с помощью которой происходит интегральное восприятие окружающего мира без использования имеющихся у человека 5-ти органов чувств. Таким образом, «Ки» можно охарактеризовать как способ экстрасенсорного (надчувственного) восприятия действительности.
«Ки» управляет силой восприятия, интуиции, предчувствия, предвидения, озарения.
Использование дзэн в форме «активной медитации» в боевых искусствах, позволяет войти в контакт с внутренними физическими и психическими процессами организма человека. Интуитивное восприятие информации у человека осуществляется практически всем телом на клеточном уровне.
Если человек вооружен такой чувствительностью, он способен без колебаний реагировать на неожиданности. Неопределенность будущего делает такую спонтанность необходимой. Это первый уровень экстрасенсорного восприятия, интуиция или 6-е чувство, то есть мгновенное интегральное восприятие действительности (горизонтальный тип восприятия).
Однако можно предположить, что существует еще более высокий уровень восприятия. Гераклит считал, «Что сила мышления находится вне тела». Согласно концепции дзэн «миссия интеллекта – служить в качестве посредника». Существует такое понятие как глубинное, континуальное мышление. Этот тип интуитивного мышления имеет не мозговой характер. Мозг не мыслит, ибо психический процесс вынесен за пределы этого телесного органа. При этом интуитивная составляющая каждого человека является одновременно составляющей информационного поля планеты и его ноосферы. С помощью этого информационного канала человек приобретает способность к предчувствию, предвидению и озарению.
Это второй уровень экстрасенсорного восприятия или 7-е чувство (вертикальный тип восприятия).
Однако для восприятия такой информации мозг человека должен быть подготовлен к этой функции. Недаром термин «пустое» сознание применим только к истинным мастерам, высокообразованным и культурным людям, что постигается только на практике, только на вершине мастерства и предусматривает наличие у человека высоких моральных качеств.
Первоначальная практика упражнений, которая всегда является обязательным условием в постижении пути, приводит нас к тому, что постоянная работа по совершенствованию техники является началом тренировки в постижении внутреннего пути. Бесконечное повторение упражнений способствует достижению все более высокого уровня мастерства, достижению совершенства движений.
Настоящей целью занятий будо является развитие способности у человека к гармоничному преодолению межличностных конфликтов, возникающих в повседневной жизни. Если вы обладаете физической силой и хорошо владеете техникой на татами, но не можете научиться общению с другими людьми в обычных жизненных ситуациях, ваши занятия лишены смысла. Если вы избегаете стрессов, то не сможете развить психическую устойчивость. Когда вы совершенствуете свою реакцию на стресс в упражнениях на татами, вы совершенствуете свою реакцию на стрессы в жизни, в своих взаимоотношениях с другими людьми.
Окружающий нас материальный мир последовательно и непрерывно изменяется. Это объективный эволюционный процесс, отражающий закономерный переход из одного состояния в другое. По мере того, как будут проходить месяцы и годы, вам покажется, что свет постепенно зажигается во тьме. Если человек обладает настойчивостью и стремится к глубокому пониманию вещей, он должен посвятить тренировкам всю жизнь.
Непременным условием следования по «пути» является физическое здоровье. «Если человек сохранит здоровье, он много достигнет».