Процесс тренировки
Здравствуйте, уважаемые читатели.
Полагаю, что если вы немного прозанимались на татами, вы могли заметить, что каждый Айкидзин выполняя одну и ту же технику, каждый раз делает её немного по-другому. Скажу больше, способ выполнения техники одного человека, как правило, не немного отличается от способа выполнения этой же техники другим человеком.
Помню, что поначалу меня это ставило в тупик.
Я не знал, какой именно вариант выполнения выбрать.
Казалось бы пустячная проблема.
Возможно, но Саотомэ Мицуги в своей статье «Процесс тренировки» прямо касается данной проблемы и на примерах пробует разрешить ее. Также стоит отметить, что в данной статье обсуждаются и другие актуальные проблемы любого начинающего айкидзина.
Очень рекомендую прочесть.
Много лет назад я обучал класс в хомбу додзё, приемом для практики был кокю-хо. Будучи поглощенным объяснением усовершенствования приема нескольким юданша (обладателям черного пояса), я не знал, что в одном углу татами два новичка со сгорбленными плечами, напряженными мышцами и негнущимися руками были захвачены состязательной борьбой. Это было больше похоже на сумо, чем на занятие Айкидо. Я также не знал, что в додзё зашел О’Сэнсэй посмотреть на класс, так как часто имел такую привычку, пока не услышал его голос. “Кто обучает этот класс?” – прогремел его голос, резкий от гнева. Затем О’Сэнсэй увидел меня и, указывая на изумлённых новичков, сказал: “Саотомэ, ты разрушаешь принципы Айкидо. Я развиваю систему: систему занятий, систему обучения. Тренировка Айкидо есть процесс. Ты уничтожаешь смысл Айкидо!”
Процесс обучения представляет обучение и совершенствование кихон ваза. Кихон ваза, базовая техника, является основой практики Айкидо. Это суть философии Айкидо, собранная в ряд основных движений, каждое из которых обеспечивает различное иллюстрирование одних и тех же принципов, лежащих в основе. Очень часто люди учат Айкидо, но они не изучают Айкидо. Они изучают иккё или шихо-нагэ, или ирими-нагэ, думая: “Это правильный путь выполнения иккё, это правильный шихо-нагэ”. Это нонсенс. Несмотря на отделение приёмов для изучения, мы должны научиться видеть их сходство, применение принципа и его философский результат. Нет совершенного иккё, любой иккё правильный, когда выполнен самопроизвольно, искренне и в гармонии с конкретной ситуацией. Ученики часто пытаются копировать точную форму инструктора, но для инструктора также иккё различно каждый раз. Точная форма не может быть повторена снова и снова. В каждой ситуации степень и направление силы различны, ваша позиция не всегда одинакова, форма тела и мускульная структура отличаются от участника к участнику, меняются восприятие и выбор времени. Соответственно должно меняться применение. Приём, проводимый в одну секунду, является созданием формы. Не существует той же самой секунды, той же самой формы. Но основные принципы всегда те же.
В додзё пришел спортивный репортер одной крупной токийской газеты взять интервью у О’Сэнсэя. О’Сэнсэй рассказал о принципе, философии и цели Айки. Очень пораженный теми вещами, которые рассказал О’Сэнсэй, репортер попросил его продемонстрировать приемы, чтобы сопроводить статью фотографией этой динамической философии. О’Сэнсэй вызвал укэ и показал очень мощное движение ирими, отбросив укэ, наверное, футов на 15 или более. Очень возбуждённый, фотограф сказал: “Пожалуйста, Сэнсэй, сделайте это ещё раз. Картина будет очень хорошей.” Тогда О’Cэнсэй начал показывать много различных бросков и движений. Он остановился и посмотрел на фотографа, но фотограф сказал: “Сэнсэй, это прекрасно, но могли бы Вы повторить первое движение ещё раз?” Снова О’Сэнсэй начал показывать, не повторяя один и тот же бросок дважды. Затем он повернулся к фотографу и спросил: “Ну, Вы получили свою фотографию?” Явно расстроенный, фотограф ответил: “Всё было очень интересно, но, пожалуйста, не могли бы Вы сделать ещё раз самый первый бросок?”
“Что? Я не понимаю. Вы профессионал. Айки не имеет формы. Каждый раз существует другая ситуация, к которой подходит другое движение. Одно и то же движение нельзя повторить дважды. Вы должны схватить суть. Нет ещё одного раза. Вы должны попытаться спонтанно схватить образ. Это Айки!”
Часто в додзё приходили различные группы людей посмотреть демонстрацию О’Сэнсэя и послушать его лекции. Каждый раз О’Сэнсэй должен был делать ирими-наге, но ударение и подход должны были меняться, чтобы приходить в связь со специфическими интересами группы. Для группы танцоров он мог сделать акцент на изяществе и красоте в мощи своего движения. Группе борцов следовало показать живую силу и опустошительное боевое применениe. Для группы художников он демонстрировал бы мощь созидания и артистическое единение, которое развивается через практику. Сущностью Айкидо являются самопроизвольность и изменение.
Охват Айкидо столь же широк, как сам космос. Поэтому каждая базовая техника в системе имеет много различных применений и методов тренировки для получения различных результатов. С ударением на контроль пространства форма иккё будет отлична от формы с акцентом на техническом исполнении. Сущность одинакова как для мускульной тренировки, так и для тренировки согласования и восприятия, но иккё исполняется с различных точек зрения.
Учение О’Сэнсэя неуловимо изменялось день ото дня и год от года. Жизненный опыт, ежедневная тренировка и течение времени расширяли его мудрость. О’Сэнсэй показывал иккё на протяжении многих лет, но его понимание и философия делались более утончёнными. Тренировка для О’Сэнсэя была каждодневной жизнью. Он вложил всю жизненную энергию, опыт, проницательность, молитвы и надежду в свою тренировку, и он не прекращал расти. Те, кто связан только с формой, не могли видеть рост и изменение внутри.
Ученикам необходим особый взгляд для интерпретации учений инструктора. Им нужно видеть суть вне формы. Не существует лёгкого пути для понимания кихон ваза, ибо вы должны сами обнаружить истину. Но через искреннее изучение свойств и реакций энергии и в результате развития своей собственной физической мощи вы начнёте глубже проникать в эти принципы и готовить путь для духовного роста. Все движения кихон ваза являются грандиозной основой и катализатором для духовной революции.
Пока вы не научитесь делать правильную и сосредоточенную атаку, вы не сможете научиться отвечать на атаку правильным образом. Пока вы не научитесь отвечать на исполняемый приём, вы не сможете узнать реакции и динамику энергии. Когда вы атакуете в практике Айкидо, вы даёте тренировочную возможность вашему партнёру, возможность для реагирования и совершенствования приёма. В свою очередь, вы получаете наиболее ценный учебный опыт тренировки Айкидо. Вы приобретёте знания из первых рук, через каждый нерв своего тела в результате движения своего партнёра. Вы будете чувствовать слабость так же, как и силу. По мере получения большего опыта вы будете понимать из его прямого действия на тело и дух, почему отдельное движение было малоэффективным, и как сделать подходящее изменение, чтобы это же движение сработало. Вы учитесь на успехах и ошибках вашего партнёра так же, как и на своих. Вы должны уважать это.
Во время тренировки по Айкидо инструктор будет демонстрировать приём для изучения. Каждый будет упражняться в том же самом приёме, поэтому каждый понимает движение защиты, которое должно быть использовано. С этими знаниями для укэ легко предупреждать движение и останавливать его. Такая остановка приёма вашего партнёра является нечестной и категорически запрещённой. Каждый приём предназначен для того, чтобы получить и приобрести опыт конкретного стиля и направления силы. Техника Айкидо основана на слиянии с силой атаки, той силой, которая определяет движение. Если укэ сдерживает необходимую силу, не может быть обмена опытом, и техническое применение не может быть узучено. Каждая атака должна быть полностью завершенной, проводимой честно из вашего центра в центр вашего партнёра, со свежим умом и духом. Каждый раз атака проводится с полной концентрацией, как бы она проводилать первый и единственный раз. “Сейчас есть сейчас”.
Любая атака является подходящей в дзю-ваза (свободная техника), пока эта атака искренняя, так как тренировочный акцент помещен на спонтанное движение. Но основой такого движения является кихон ваза, и тренировочный процесс должен строго следовать ей. Распространяйте свой дух, не распространяйте своё Я.
В тренировках более высокого уровня сильное сопротивление становится важной частью обучения. Но это сопротивление не является сопротивлением своего Я или духом соперничества. Оно должно оказываться максимально честно и с чистым сердцем. Вы также должны научиться понимать, когда подходит момент для сопротивления, а когда оно глупо и опасно. Спасительное действие укеми является первой ступенью Айкидо. Я часто видел учеников, останавливающихся и сопротивляющихся в самые нелепые моменты, показывая этим партнеру свою слабость. Пытаясь доказать ограниченную силу только одной части своего тела, они оставляли себя полностью открытыми и незащищёнными против удара по рёбрам или в лицо. Я видел их сопротивляющимися, тогда как малейшее увеличение давления со стороны партнёра привело бы к вывиху плеча или перелому запястья. Это не самозащита или хорошая тренировка. Это слепая глупость упрямого Я. Вашей практикой как укэ является охват всех открытых мест и самозащита. Самый разумный способ выполнять это состоит в том, чтобы проводить совершенную атаку и получать укеми, будучи отзывчивым к реакции вашего партнёра, сознающим всё вокруг вас, готовым изменяться, и готовым для следующего de-ai.
Требуется много опыта, чтобы понять, когда наступает подходящий для сопротивления момент, когда оно создаёт ситуацию, пригодную для изучения. Для подготовленных студентов этот опыт – только практика. Вы должны научиться ходить прежде, чем будете скакать.
В практике Айкидо укеми задумано так, чтобы ни одна часть тела не получила боль от падения. Сила равномерно распределена и рассеяна от плеча к противоположному бедру по поверхности шара. Несмотря на приземление на плоскость и уязвимость, вы заканчиваете укеми защищенным и в ханми. В отличие от резкого броскового падения в дзюдо, круговое движение не даёт чрезмерного удара на почки и печень.
В некотором смысле укеми массирует все мышцы плеч, спины и бёдер, сохраняя их сильными и гибкими. В некоторых случаях естественное движение помогает выравнивать позвоночник. Улучшается общая циркуляция за счёт вращательного движения, посылается свежая кровь и энергия во все части тела, быстро очищая и изгоняя скопившиеся отходы из кровеносной системы. Укеми так же – прекрасная тренировка для ощущения равновесия и устойчивости. Обычно лучшие укэ имеют лучшую технику.
Учиться быть хорошим укэ – это, прежде всего, развивать чувствительность к способности своего партнёра. Глупо атаковать новичка со всей своей силой, делая невозможным ответ партнёра и изучение техники. Также глупо атаковать способом, более сильным, чем тот, от которого вы получаете укеми. Хорошая атака – это не обязательно самая быстрая, самая сильная атака, на которую вы можете собраться. Хорошая атака есть контролируемая, центрированная и искренняя атака, принимающая во внимание ситуацию партнёра и свою. Это первая ступень в развитии восприятия.
Нагэ – тот, кто исполняет приём, тот, кто бросает. В это время ваша ответственность наибольшая, взаимная ответственность контроля и сострадания. Вы должны научиться воспринимать боль вашего партнёра, находить сострадание и соответственно приспосабливать ваше движение. В этот момент вы изучаете значение буддийской тренировки “защитить карму противника”: защитить каждое существо, которое угрожает вашему благополучию. Укэ даёт вам великий дар истины, возможность совершенствовать свою технику, экспериментировать и расти.
Всё это вы должны помнить в боевой ситуации. Вы должны переступить пределы своего Я и агрессивной энергии и обнаружить положительный путь к гармонии. Каждая атака и защита являются возможностью для глубоких изменений вашего духа. Это тяжёлое занятие, борьба, которую неопытный не может видеть. Занятие Айкидо не есть вызов вашему партнёру, это вызов себе. Если вы слепы к чувству вашего партнёра, вы не ощутите движение вселенной и её связь с вашей жизнью. Ваше движение должно быть интуитивным применением всеобщей энергетической силы. Осознайте это! Каждый момент есть кацу, духовное пробуждение, метафорический шлепок по лицу для пробуждения духовного глаза. Ваш физический глаз может быть открыт, но если спит духовный глаз, вы не сможете осуществить самопроизвольную реакцию. “Сейчас есть сейчас!” Если весь ваш дух, вся ваша жизнь, вся энергия сконцентрированы в каждом движении, в вашем разуме произойдёт взрыв, и всякий раз вы будете находить маленький кусочек сатори. Хороший партнёр для тренировок даёт дар сатори. Ваш напарник – ваше зеркало, точильный камень, на котором вы полируете и очищаете свой дух. По мере того, как вы учитесь использовать ваши пять чувств до их полноты, вы начнёте обнаруживать шестое и седьмое чувства духовного единения. По мере изнурения вашего малого эгоистичного Я вы познаете универсальный разум.
Реальной целью занятия Айкидо является усиление качества вашей жизни. Если вы сильны, с мощной техникой на татами, но ещё не научились общаться с другими в повседневной жизни, ваше занятие бессмысленно. Если вы всегда избегаете стресса, вы не сможете развить сильную и благородную жизнь. По мере совершенствования вашей реакции на стресс и давление на татами, вы совершенствуете вашу реакцию на стрессы жизни в своих отношениях с другими. На татами вы не можете избежать атак вашего партнёра. Вы должны научиться встречать их с уверенностью и контролем. Посредством этой тренировки вы найдёте силу и уверенность для контроля конфликтов, с которыми имеете дело каждый день.
Сидение в медитации является ценным занятием, но медитация в практике Айкидо научит вас быть спокойным и уравновешенным посреди опасности и угроз. Она научит вас оставаться открытым, улавливая чувства и колебания других так, что вы сможете воспринимать их агрессии и находить путь гармонии. Она научит вас переступать пределы своих собственных агрессивных инстинктов, совершенствовать ваши реакции таким образом, что вы сможете более точно отражать дух Бога.