Warning: Use of undefined constant get_the_ID - assumed 'get_the_ID' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/blogoed/data/www/blogoed.ru/wp-content/themes/blogoed/functions.php on line 125

Тамура Нобуёси.Интервью.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Бродя по сети, я нашел интервью одного из известных мастеров айкидо нашего времени Тамуры Нобуёси.

Многих зовут, единицы выбирают. Мастер Нобуеси Тамура один из немногих выбранных О-Сенсеем для распространения искусства Айкидо. Считающийся одним из наиболее одаренных и достойных подражания «ути-деси», Тамура Сенсей, несомненно, стал одним из ведущих мастеров этого искусства в мире. Он обосновался во Франции и именно там, на протяжении многих лет делится своими знаниями.

Budo International постаралось в этом интервью приблизиться к пониманию духа Тамура Сенсея. Надеюсь, слова Сенсея помогут вам в постижении Айкидо.

Из журнала Budo International

Оригинал статьи на английском языке расположен на сайте www.aikidoonline.com

[Примечание редактора: Мы обнаружили это интервью с Тамура Сенсеем в своих материалах, однако, к своему стыду, не помним, как оно у нас оказалось. Мы будем очень признательны за эту информацию нашим друзьям и читателям. Скорее всего его предоставил один из учеников Тамура Сенсея: Стефан Бенедетти, 5 Дан, Главный инструктор Европейского Додзе Мирабе Мутокукай, Жан Жак Шеурен, 4 Дан, Главный инструктор Айкидо Копстал-Бридел Люксембург и Роберт Л’Воурч Президент Клуба Айкидо Лесневен, Франция.

В любом случае мы хотим искренне поблагодарить их за многолетнее сотрудничество и помощь. Мы хотим также поблагодарить европейский журнал боевых искусств Budo International за разрешение перепечатать и немного подправить для большей ясности это интервью.]

Вопрос: Как изменяется понимание Айкидо у человека, практикующего уже на протяжении многих лет? Отличается ли оно от понимания новичка?

Тамура Сенсей: Невозможно дать точное определение Айкидо. В любом случае стоит помнить только о том, что это боевое искусство. Любой, кто рассуждает именно так, будет прав. Цель Айкидо это ни что иное, как единение (Ай – единение, союз, гармония), создание своего рода леса. Это единение является результатом приверженности формам Айкидо.

В: Какими методами вы пользуетесь для достижения этого единения?

Тамура Сенсей:В обычной жизни очень просто понять эту идею единения. Следует лишь придерживаться правил тренировки Айкидо на татами. Может быть разговор с вами об Айкидо тоже является формой выражения Айкидо. Это тоже практика Айкидо.
В: Вы имеете в виду, что Айкидо практикуется на татами, но это учение должно находить проявление и в обычной жизни?

Тамура Сенсей:Да, мы можем представить татами как уменьшенную копию нашей обычной жизни и, следовательно, все, что мы делаем в додзе может быть распространено и на нашу жизнь за его пределами.

В: Когда мастер практикует Айкидо, у зрителей нет ощущения что он хочет победить противника. Его движения кажутся круговыми, а тело постоянно расслабленным.

Тамура Сенсей:Несмотря на это, необходимо заметить, что эксперт в Айкидо в любом случае стремится к победе. Что же касается круговых движений, то они символичны – выражают все что окружает нас. Планета круглая, атомы круглые и т.д. Круговые движения это уменьшенная копия вселенной.

В:Почему тренировки в Айкидо начинаются с упражнений на расслабление и растяжку?

Тамура Сенсей:: Расслабление очень важно в любом деле. Закрепощенность неестественна. Опыт показывает, что отсутствие расслабленности создает вокруг нас барьеры, мешающие нам действовать. Именно благодаря упражнениям на расслабление мы получаем возможность разрушить эти барьеры и правильно практиковать Айкидо.

Необходимо быть расслабленным. Однако это не означает необходимости менять свое эмоциональное состояние. Например, я могу выйти на мат в плохом настроении, могу быть злым на кого-то. Это не важно, главное вести себя естественно.

Это означает, что у нас не должно быть «зашоренности». Мы должны четко представлять себе свое поведение в каждое мгновение жизни. Мы не должны впадать в крайние состояния сознания – ни в слабость, ни в суровость. У вас был шанс проверить это на себе в начале разговора. Вы попытались расслабиться, просто отставив в сторону всю подготовительную работу и запланированные на эту беседу вопросы. Вы начали импровизировать и это гораздо лучше.

В: В каких условиях рождалось Айкидо?

Тамура Сенсей:: Можно сказать Айкидо это довольно современное боевое искусство. Катализатор его создания, человек, собравший воедино все техники этого искусства – Морихей Уесиба, умер в 1968 году. К 1942 году он синтезировал то, что теперь называется Айкидо.

В: В чем преимущество изучения Айкидо с позиции практикующего это искусство?

Тамура Сенсей: Все зависит от каждого конкретного человека и от целей которые он ставит перед собой. Айкидо как торт – вы можете взять большой кусок, а можете выбрать и маленький.

В: Вы не будете возражать, если мы спросим о преимуществах практики Айкидо лично для вас? Что вы обрели в Айкидо?

Тамура Сенсей: Лично я обрел в Айкидо мир и спокойствие.

В: Когда ученики упорно занимаются, то сильно изматываются физически. Но в дальнейшем это чувство исчезает. Как вы можете это объяснить?

Тамура Сенсей: существует два вида усталости: физическая и духовная. На татами мы испытываем чувство физической усталости.

Большинство традиционных японских учений говорит о том, что в процессе тренировок ученик должен перейти из состояния сильнейшего физического истощения в состояние расслабления и душевного спокойствия. Эти основы заложены в наше обучение. Это очень действенный метод, позволяющий каждому приобрести необыкновенный жизненный опыт.

Если во время интенсивных тренировок ученик остановится, достигнув порога усталости, то зачастую испытывает лишь угнетенность, подавленность и разбитость. Если же он находит в себе силы переступить этот порог, то начинает испытывать чувство радости, умиротворенности и расслабленности.

В: Это похоже на состояние, в которое вводят себя турецкие дервиши во время танцев? Или состояние, достигаемое аскетами прекращающими есть и укрывающимися в пещерах? Японские искусства тоже включают в себя долю мистики?

Тамура Сенсей: Не думаю, что в Айкидо есть что-то мистическое. Все зависит от того, как на это смотрит конкретный человек с позиций конкретной культуры. Представители некоторых культур воспримут человека летящего на Луну как сумасшедшего, другие как обладающего мистическими силами.

В: Я использовал понятие мистический, имея в виду опыт, приводящий нас к пониманию жизни, меняющий наше поведение? Я думаю в Айкидо можно приобрести этот опыт. Возвращаясь к идее перешагивания некого порога, расскажите о вашем опыте общения с Мастером Уесибой?

Тамура Сенсей: Вопрос поставлен очень широко и требует включения в ответ многих аспектов. Хочу начать с того, что для японцев очень просто создавать маленькие телевизоры и радиоприемники. Наша жизнь заполнена ими.

Несмотря на это, для тех, кто плохо видит или не слышит, подобное явление кажется нелепым и бесполезным. Такая же ситуация с теми, кто никогда не имел опыта выполнения абсолютно «магических» техник. Ваше «мистический» относится к тому же самому. Все зависит от того, кем оценивается то или иное явление.

Расскажу о личном опыте. В феврале я был в Люксембурге. Я находился в номере гостиницы. Я спал. Ночью я услышал, как кто-то зовет меня и, мне показалось, я узнал голос своей тети. Две недели спустя я получил письмо от матери, в котором говорилось о смерти моей тети. Для меня это нормально, это чувственное восприятие, но для многих людей читающих эти строки я предстану в качестве «мистической» личности… или просто дураком.

В: Что бы вы хотели, чтобы ваши ученики осознали прежде всего, на татами и вообще в жизни? Если бы вы могли донести только одну идею, что бы это было?

Тамура Сенсей:Я думаю главным на татами и в жизни вообще является попытка сделать максимум и сделать это сегодня. Завтра не существует и сделать максимум завтра не удастся.

В этом месте мы прервали беседу и переместились в додзе для тренировки. После тренировки мы спросили Тамура Сенсея о чем он думает, когда ходит по мату и наблюдает за учениками разных уровней, от белого пояса до уровня Дан.

Тамура Сенсей:Я не делаю различий. Я просто корректирую.

В: Почему ваши объяснения такие короткие во время занятий?

Тамура Сенсей:Обычно я объясняю только самое главное. Я уверен, что до остального ученик способен дойти самостоятельно во время работы. Это означает, что ученик должен самостоятельно развить и дополнить мое объяснение во время исполнения техники. Только тогда объяснение станет законченным и будет иметь свои особенности для каждого конкретного ученика. Я никогда не начну воспринимать учеников как единую группу – каждый из них личность.

Основные техники могут быть даны даже в виде серии фотографий, но ученик должен полностью погрузиться в технику и воссоздать все движения, чтобы понять их. Именно так он сможет постигнуть Айкидо.

Источник: http://kir-aikido.ucoz.ru/

Биография Тамуры Нобуёси:

Родился 2 марта 1933 года в префектуре Осака в семье преподавателя Кендо, очень рано начал практику воинских искусств, что и позволило ему стать одним из любимейших учеников Морихея Уесиба. Учи-деси (»внутренний /домашний/ ученик») с 1953 года. В период обучения у О-сенсея, являлся его постоянным ассистентом, человеком, сопровождавшим Основателя во всех поездках. В 1964 году Тамура сенсей был послан Основателем во Францию (Марсель) с целью популяризации и распространения Айкидо в Европе. В 1969 году Тамура сенсей становится Официальным Генеральным представителем Айкикай в Европе. В 1973 году совместно с Хиро Мочизуки и Андре Ноке он создал так называемый «национальный метод», как руководство по учету специфики и улучшению технической подготовки европейцев.

В ноябре 1975 года метр Тамура получил высокую степень – 8 Дан Айкикай.

8 мая 1982 года Тамура сенсей создал Свободную Французскую Федерацию Айкидо и Будо (FFLAB), которой руководит Жан-Поль Авье.

В 1989 году Киссомару Уесиба прибыл во Францию, чтобы поздравить Тамура сенсея с 25-летием работы в Европе.

Киссомару Уесиба свидетельствует: «Нобуеси Тамура один из старейших студентов Хомбу Додзе, обучавшийся под персональным руководством Основателя. Он является Шиханом, который практикует в полном согласии с нами, уехав пропагандировать Айкидо в Европе, он всюду в Мире несет дух благородный и возвышенный».

За годы своей работы в Европе он заработал большой авторитет и огромное влияние, сегодня является одной из ведущих фигур в мире Айкидо. Автор нескольких книг, официальный представитель Айкикай Токио в Европе, Технический Советник Национальной Французской Федерации Айкидо и Будо.

В нашей стране Тамура сенсей имеет свое Официальное представительство, которым руководит Президент Федерации Айкидо Санкт-Петербурга Скрылев Валерий Анатольевич. Представительство на сегодняшний день объединяет 14 профессиональных клубов Айкидо в России.

P.S. Совершенно случайно наткнулся на объявление одной девушки из Москвы, которая ищет компанию для занятий айкидо. Ориентировочно М. Савеловская.

Московские айкидоки отзовитесь!