Интервью мастера Хироси Тада (9 дан Айкикай) журналу «Aikido Journal»
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Сегодня я хочу предоставить Вашему вниманию интервью с мастером Хироси Тада (9 дан Айкикай). Хироши Тада является признанным авторитетом в мире айкидо. Своим учителем его считают очень много айкидзинов по всему миру.
В данном интервью Тада Сенсей рассказывает о своем пути в айкидо, а также дает некоторые ценные советы практикующим айкидзинам.
AJ: Сэнсей, я так понимаю, что вы начали практику айкидо, поступив в Университет Васэда?
ТАДА СЭНСЕЙ: Да, поскольку из-за войны я не мог записаться в додзе до марта 1950 года.
AJ: Насколько я также знаю, поступив вы начали сначала заниматься каратэ и лишь спустя некоторое время увлеклись айкидо…
ТАДА СЭНСЕЙ: В действительности, я не настолько увлекался каратэ, хотя получил в свое время черный пояс. Сначала я начал практиковать оба этих вида боевого искусства, но потом стал уделять все больше времени айкидо, и в какой-то момент стало невозможно заниматься и тем и другим. Я сделал свой выбор не из соображений, что один вид лучше другого, а скорее потому что был восхищен мастерством О’Cэнсея Морихэя Уэсиба. Он знал меня еще мальчишкой, будучи знакомым с моим отцом.
В 1942 году, когда я был в Синкё (сейчас это Чань Чун, Манчьжурия), я не успел к выступлению Уэсиба сэнсея на знаменитом фестивале боевых искусств, посвященном десятилетию университета Кенкоку. Мой двоюродный брат, который был старше меня на год, рассказал мне, что это было фантастическое выступление. Было ясно видно, как трудно давались укеми тем, кто атаковал Уэсиба сэнсея. Казалось, их не просто бросали, а будто атаковавшие получали сильнейший удар электрическим током.
AJ: В выпуске №4 Айкидо Танкю (периодического журнала, публикующегося Айкикай Хомбу Додзе) вы писали, что вы были очень удивлены и восхищены необычным мировоззрением О’Сэнсея.
ТАДА СЭНСЕЙ: Когда я записался в додзе, мне было 20 лет, а О’Сэнсею было шестьдесят семь или что-то вроде того, – разница в сорок семь лет. Но он бросал меня так легко, вне зависимости от силы моих атак, что казалось в этом отношении у нас совершенно не было разницы в возрасте. Разумеется, оглянувшись теперь назад, все кажется прекрасно объяснимым.
Вокруг него всегда была необыкновенная аура, и он весь был наполнен какой-то необычной энергетикой. Я чувствовал, что познакомился с настоящим мастером боевого искусства.
Тада сэнсей выполняет укеми
AJ: Вы вступили в Темпукай как только начали заниматься айкидо?
ТАДА СЭНСЕЙ: Когда я пришел в Хомбу Додзе большинство людей, занимавшихся там, были членами либо Темпукай, либо Нишикай. Конечно, в то время в додзе занималось только шесть или семь человек. Среди них были Кейдзо Йокояма и его младший брат Юсаку. Они оба были студентами университета Хитоцубаси. Юсаку провел последние годы войны в военно-морской академии и пришел в университет сразу после ее окончания. Они то и пригласили меня в Темпукай и Ичикукай. После чего уже другие люди обучали меня упражнениям на развитие скорости. Эти занятия наряду с учением Морихэя Уэсиба сэнсэя стали основами моих тренировок.
Я был приглашен в Темпукай в июне того же года, когда пришел в Айкикай. Тэмпу Накамура сенсей проводил ежемесячные учебные сборы в Геккоден храма Гококудзи. Темпукай, как и Айкикай почти не афишировал себя, и люди приходили в него только через знакомство с другими членами. Я встретился с Темпу сэнсеем и после того как послушал то, что он говорил, тут же вступил в Темпукай.
Темпу Накамура (1876-1968)
AJ: А были ли знакомы Уэсиба сэнсей и Темпу сэнсей?
ТАДА СЭНСЕЙ: Да, это случилось еще до того, как я записался в додзе, но кажется, они познакомились как-то раз по просьбе отца Тадаши Абе, который был одновременно и членом Темпукай и учеником O’Сэнсея. Вначале Темпукай был известен как Тоицу Тецуигаккаи (Общество изучения медицины и философии), и его деятельность была направлена на объединение сознания и тела. Я участвовал во многих экспериментах Темпу сэнсея, вот почему я так много про него знаю.
AJ: На протяжении какого времени вы посещали Темпукай?
ТАДА СЭНСЕЙ: Пока не уехал в Европу в Октябре 1964 года. Темпу сэнсей скончался в декабре 1968 года. Пока я был шесть лет в Европе, O’Сэнсей Морихэй Уэсиба, Темпу сэнсей и мой дед покинули нас
AJ: Я слышал, что Темпу сэнсей был мастером меча.
ТАДА СЭНСЕЙ: Да, он был мастером Дзуйхэн-рю баттодзюцу. Свое имя Темпу он взял из китайских слов «тен» и «пу», стоявших обычно на дипломах школы Дзуйхэн-рю, с которой он был знаком. Темпу сэнсей был потомком Лорда Тачибана, – дайме в Янагаве. Боевые искусства были настолько там популярны, что служили системой рангов для клана Сага на острове Кюсю, часто упоминавшегося в книге «Хагакурэ» (классическом трактате по бусидо, написанным Цунэмото Ямамото в 1716 году). Смысл высказываний Темпу сэнсея был совершенно иносказательным, а то чему он обучал, исходило больше из его практического опыта, нежели было результатом мыслительного процесса. Уэсиба сэнсей поступал точно также. Идеи, рожденные интеллектом, не обладают такой мощью воздействия на людей
AJ: А вы тренировались с мечом или палкой?
ТАДА СЭНСЕЙ: Было время, когда О’Сэнсей очень злился, если ученики пытались заниматься в додзё с мечом или палкой, и он запретил им делать это. Хотя позднее он опять начал обучать владению оружием. В детстве я обучался стрельбе из традиционного японского лука, которая была принята в моей семье. Также, я как и все изучал кэндо в старших классах средней школы. Все это происходило в период войны, и поэтому эти виды не были спортивно-ориентированными. После того как я начал заниматься айкидо я практиковал работу с мечом против деревьев, растущих в моем дворе.
Самостоятельные тренировки очень важны, вне зависимости от того, какое искусство вы постигаете. Всегда следует придерживаться своей собственной учебной программы, начинающейся с бега. В период, когда мне было от 20 до 30 с лишним лет, я обычно вставал в 5:30 каждое утро и пробегал около пятнадцати километров. После пробежки, уже дома я отрабатывал удары боккеном по веткам небольших деревьев. В то время дома в Дзюгайоке были очень далеко друг от друга, и поэтому я мог кричать, как мне вздумается. Я тренировался, используя методику Дзиген-рю, которой я научился у О’Сэнсея в Иваме. Говорили, что в старые времена самураи клана Сацума (о. Кюсю) делали ежедневно до десяти тысяч ударов. Но я в лучшем случае мог сделать не более пятисот. Сначала это упражнение закрепостило мои руки, но через некоторое время я уже мог наносить удары и по большому дереву без всяких проблем. В дальнейшем я стал давать это упражнение моим ученикам в университетах Васэда и Гакушуин. Я считал это упражнение одним из лучших для изучения айкидо.
Разумеется, не надо использовать чрезмерную физическую силу. Просто держите боккен или обычную деревянную палку, плотнее сжимая ее мизинцем и безымянным пальцем в момент удара. Быстрота и способность правильно удерживать оружие в руках будут развиваться естественным образом. Этот вариант мягкой тренировки очень важен, потому что если вы практикуете, используя постоянно много сил, вы можете заканчивать броски или другие техники очень жестко, а это может быть опасным.
К сожалению, ограниченные размеры наших современных додзе больше не позволяют использовать подобные виды упражнений. Я бы хотел постепенно изменить такое положение дел, чтобы сделать такой вид тренировки более доступным.
То, что я немного рассказал, является основой для отработки ударной техники. Правильные передвижения, работа рук, и развитие ки через кокюхо – тоже являются важными элементами в индивидуальных тренировках.
AJ: Вы обучались у О’Сэнсея, а свою методику вы разрабатывали на основе того, что наблюдали?
ТАДА СЭНСЕЙ: Да. Очень важно наблюдать и тщательно изучать метод, который использует ваш учитель по отношению к вам. Всегда есть опасность, что вы можете сделать поспешный и неправильный вывод, который приведет к бессмысленной или ошибочной практике. Но в любом случае вы должны обдумывать чему и как вас обучают, постараться выделить базовые элементы, после чего работать и работать, пока не начнет получаться. В этом случае вы создадите свой собственный тренировочный метод.
Я думаю, что если вы хотите стать специалистом в какой-либо области, неважно будо ли это, спорт, искусство или то, что вам надо – необходимо заниматься как минимум по две тысячи часов в год, пока вам 20-30 лет. Это получается пять-шесть часов в день. Вероятно, это зависит от человека, но большая часть времени будет тратиться на самоподготовку. После работы над собой вы уже можете придти в додзе для закрепления, испытания и проверки действенности того к чему вы стремились.
Использование деревьев в качестве партнеров очень хороший способ практиковать в полную силу, поскольку вы можете работать более форсированно, нежели вы могли бы это делать с обычным партнером. Это не значит, что надо работать неосмотрительно жестко с партнерами на татами, – вам следует использовать это время для наработк и правильных, четких, чистых движений.
AJ: А О’Сэнсей говорил когда-нибудь про Дайто-рю или про Онисабуро Дэгучи?
ТАДА СЭНСЕЙ: Уэсиба Сэнсей всегда очень уважительно говорил о своих учителях, включая Сокаку Такэда сенсея и Преподобного Онисабуро Дегучи. Смысл, того что я наиболее хорошо запомнил из его рассказов о Дайто-рю в том, что он полагал это была очень хорошая тренировочная система. После тренировки О’Cэнсей часто возвращался в додзе и говорил с нами на различные темы.
AJ: Полагаю Уэсиба Сэнсей говорил и о религии, особенно про религию Омото кё?
ТАДА СЭНСЕЙ: Да, порой я очень четко понимал то, о чем он говорил, а иногда я бывал совершенно сбит с толку. Но он всегда говорил нам:
«Это всего лишь мой способ излагать мысли; Я хочу, чтобы каждый из вас понял то, что я говорю в своих собственных терминах, тщательно обдумал и со временем мог сформулировать это самостоятельно».
Айкидо более полезно человечеству, чем это общепризнанно, даже если смотреть с точки зрения кого-нибудь вроде меня, кто специализируется на айкидо. В 1952 году, когда я получил диплом в университете, все мои друзья были скорее удивлены моим решением специализироваться на айкидо, наверное потому что это было сразу после окончания войны. Но для меня, тем не менее, айкидо Уэсиба Сэнсея являлось эссенцией японской культуры и рассматривал его как что-то, что может стать очень важным для Японии в будущем.
Однако, в действительности, кажется айкидо обосновалось в Европе гораздо быстрее чем в Японии. Сталь получится, если используется чистый сланец, в совершенно ином культурном контексте практика айкидо невозможна без четкого понимания того что есть айкидо и какова цель тренировок. Это как запрыгивание в вагон поезда, не представляя себе, куда и зачем он отправляется. Другими словами, очень важно четко представлять себе с самого начала цель, которую вы хотите достичь при помощи айкидо. Говоря о методиках тренировочного процесса нереально ждать от учеников, занимающихся всего по два-три раза в неделю таких же результатов как у практикующих айкидо по несколько часов ежедневно. Однако люди должны заниматься ровно столько, сколько им необходимо для выполнения собственных жизненных установок. Те же, кто хотят стать мастерами или кто действительно хочет изучить всю глубину айкидо, все-таки должны очень четко осознавать то куда они хотят придти и как они собираются этого добиться.
Похожие статьи:
- Интервью с основателем Ки Айкидо (Син Син Тойцу Айкидо) сенсеем Коичи Тохеем
- Йоджи Фуджимото, 7 Дан, Айкикай Италия
- Иероглиф Айкидо 合気道
- О-Сенсэй и Эйнштейн
- Интервью Гаку Хомма с Морихиро Сайто Сенсеем