Философия Айкидо

Недавно, один из вновь прибывших в наше додзё, новичок задал мне вопрос, который, не смотря на свою кажущуюся легкость, поставил меня в тупик. «В каком году было создано Айкидо?»

Вы знаете ответ на этот вопрос?

Не спешите с ответом.  Прежде всего, следует начать с того, что  в айкидо, как мне кажется, нельзя отделять философскую основу от технического содержания. И, если создание философской основы Айкидо можно  с некоторой долей точности отнести к 20-ым годам XX века, то с его технической составляющей все намного  сложнее. Ведь все знают, что техника О Сенсея менялась  вплоть до его смерти в 1968(?) году.

Думаю, что рассказу  о том, когда появилось Айкидо, я уделю отдельную статью, а сегодня я хочу немного окунуться в философскую составляющую айкидо, уникальную, кстати сказать, среди всех боевых искусств нашей планеты.

Еще солнечным летом 2009 я наткнулся на выдержки из учения мастера Уэсибы его ученика  Коичи Тохея и основоположника Даосизма Лао-Цзы.  Надеюсь, что данные вырезки помогут Вам поглубже окунуться мир этого загадочного и бесконечно прекрасного будо.

Думаю, что прочитать эти отрывки будет полезно всякому практику айкидо.

Учение Пути

Морихей Уесиба

Будо – священный путь, вдохновленный богами и ведущий к истине, совершенству и красоте; это – духовный путь постижения бесконечности Вселенной и Высшего замысла творения.

Сила, обретенная в упорных тренировках, помогает постичь законы небес и земли. Из тонкого взаимодействия воды и огня родится техника, владеющая секретами небес, земли и имперского духа. Такая тренировочная техника демонстрирует изумительное действие котодама – закона, управляющего всеми объектами мира и гармонизирующего их, объединяя небеса и землю, бога и человечество.

Эта сила излучает свет и тепло, образующее Священный Меч духовной гармонии между небесами, землей и человечеством. Вооруженный Мечем духовной гармонизации и действующий в согласии с законами небес и земли может неустанно пробиваться сквозь ложь и зло, очищая путь к прекрасному первозданному миру.

Эта сила, пробудившаяся и окрепшая, способна свободно использовать все стихии небес и земли весной, летом, осенью и зимой. Вглядитесь в окружающий мир и осознайте, как он по-настоящему выглядит и действует; преобразуйте боевую технику в средство, движущее вас к чистоте, совершенству и красоте, и владейте этим. Каждый может стать свободным, способным очищать и создавать себя заново, когда явится Гармонизирующий Меч, связывающий небеса, землю и человечество.

Метод

Морихей Уесиба

Себя самого и все, чем вы владеете, посвятите великим делам. Вы – воин на боевом пути, и ваш долг – внутренне и внешне следовать воле богов и служить людям.

В будо мы управляем противником по своему желанию. Истинная цель техники -научить воина наполнять свой разум и тело духом доблести. Для этого он должен учиться управлять своей ки и укреплять ее реалиями жизни и смерти.

Выполняя приемы, постигайте их разумом и телом, закаляйте свой характер и совершенствуйте свою технику. Добивайтесь, чтобы ваш разум и ваше тело наполнялись духом доблести, просветленной мудростью и глубоким спокойствием.

Цитаты.Морихей Уэсиба

Нет противоречия в абсолютной истине Природы, но есть противоречия в сфере относительной истины. Айкидо существует в согласии с Природой.

Остерегайтесь самодовольства. Знайте, что оно приходит от мелочных мыслей и легко приведет вас к компромиссам со своими идеалами, игнорируя безграничность Природы.

Воспитывайте спокойствие ума, которое происходит от слияния вашего тела с Природой. Сосредоточивайте ваши мысли на Средоточии.

Не критикуйте ни одного из других воинских искусств. Отзовись плохо о других – и это непременно обернется против тебя же. Гора не смеется над рекой только из-за того, что та течет низко, но и река не оскорбляет гору потому только, что та не может сдвинуться с места.

Подобно тому как Природа любит и защищает все свои создания и помогает всему сущему расти и развиваться, так и Айкидо ведет каждого энтузиаста прямым и строгим путем и старается со всей искренностью научить человечество своим истинам.

«Дао дэ цзин»

Лао-цзы
(Основоположник даосизма)

Умный полководец не бывает воинственен. Умелый воин не бывает гневен. Умеющий побеждать врага не нападает. Умеющий управлять людьми ставит себя в низкое положение. Это я называю дэ, избегающее борьбы. Это сила в управлении людьми. Это значит следовать природе и древнему началу [дао].
Раздел 68

Военное искуство гласит: я не смею первым начинать, я должен ожидать. Я не смею выступать хотя бы на вершок вперед, а отступаю на аршин назад. Это называется действием посредством недеяния, ударом без усилия. В этом случае у меня не будет врага, и я смогу обойтись без солдат. Нет беды тяжелее, чем недооценивать противника. Недооценка противника повредит моему сокровенному средству [дао]. В результате сражений те, кто скробят, одерживают победу.
Раздел 69

Любая жесткость мягкости подвластна,
И нет таких высот и тверди,
Куда бы не смогла она проникнуть.
Раздел 43

Нет в мире вещества,
Способного сравниться мягкостью с водой.
И не найти такой скалы,
Что выдержит напор ее потока.
Вода в своей природе не изменна.
Как капля нежная источит каменную твердь,
Так слабость силу побеждает.
Всяк знает это,
Но не многие умеют.
Раздел 78

Койти Тохэй, 10-й дан
(из книги «Что такое Айкидо?»)

Человек знает, что его тело имеет вес и форму. Посредством своих пяти органов чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса – он всегда ощущает свое физическое «я». Напротив, его ум не имеет ни цвета ни формы. Мы умываемся каждое утро, но многие ли из нас умывают также и свои умы? Разве что некоторые! Многие развивают свое тело, но лишь немногие тренируют свой ум. И совсем уж мало кто сознает, что ум, как и тело, пачкается, если его не мыть, и ослабевает, если его не тренировать.

Если на тебя падает камень в 10 фунтов,- ты, пожалуй, сможешь без особого вреда принять его даже мышцами спины. Для камня в 100 фунтов тебе потребуется, вероятно, уже вся сила рук. А при падении камня в 10000 фунтов разумнее сделать шаг в сторону, чем вступать в глупое состязание с законами мироздания.
Существует предел для того, что вы можете выполнить физической силой, но то, что вы можете совершить несиловым способом, неограниченно.

Взято отсюда.