Практика Айкидо сегодня

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Недавно нашел свою первую пробу «переводческого пера»-статью Стэнли Пранина «Практика Айкидо сегодня».

Для тех, кто не знает Стэнли Пранин является главным редактором, пожалуй, самого известного в мире периодического издания про айкидо – журнала «Aikido Journal»,издающегося с 1974 года .

Хоть данной статье уже 20 лет, название я не стал менять принципиально, ибо на самом деле информация, которая содержаться в этой ней, по моему мнению, является ОЧЕНЬ актуальной и сегодня.

Приятного чтения!

Эта статья была приготовлена при любезном участии Алекса Фишера

Aiki News #86 (Осень 1990)

В моих недавних статьях я уже упоминал о степени развития айкидо в Японии и за рубежом.

В то время, как наши данные относительно числа практикующих были ниже других официальным предположений, я думаю, они, тем не менее, представляют твердые доказательства проникновения айкидо в большинство мировых культур.

Имея в виду эти явления, я хочу высказать свои мысли о пути Айкидо, практикующегося во многих школах сегодня, и его влияние на долгосрочное развитие боевых искусств.

Когда речь об айкидо заходит в беседах людей, которые далеки от него, они часто называют его спортом. Когда это случается, я возражаю против использования термина «спорт», и указываю на то, что айкидо в действительности является боевым искусством. Однако не все так просто.

Если мы посмотрим внимательно, то увидим, что не сведущие в этих тонкостях люди часто используют термин «спорт» в слишком общем смысле этого слова. То, что они реально понимают под ним, означает нечто вроде досуга или развлечения, а не конкурентную борьбу. Если на минуту мы остановимся и перестанем упрямо возражать оппоненту, то поймем, что в таком взгляде на айкидо виноват не только он сам. Дело в том, что многие (во всяком случае, в США прим. перев.), кто занят практикой айкидо рассматривают его как лишь развлечение, хобби и форму физ. упражнений. Интересно, а как такое отношение может сказаться на подготовке?

Первое, что приходит на ум это то, что в большинстве айки додзё движения уке являются не больше чем «пародией» на атаку. Это должным образом связано с акцентом на исключение исполнения управляемой реальной атаки при выполнение техники.

Небрежная, слабая атака является основой для критики айкидо со стороны других боевых искусств. Помимо этого слабая атака в пол силы не дает возможности правильно выполнить технику, и в свою очередь создает условие для вялой или легкомысленной физической подготовки со стороны уке и наге.

В конце концов, приводит к слабому развитию мышц и суставов, отсутствию общей физ. формы, которая так необходима для обеспечения безопасной практики и мощной техники айкидо. Я думаю, что основная ответственность за такой подход к практике айкидо лежит на тех инструкторах, которые не смогли понять суть методов и намерения основателя, которыми он руководствовался, создавая своё будо.

Нуждается ли техника айкидо в большей эффективности?

Иногда утверждают, что техника айкидо может быть очень ограничена в применении при реальном поединке, и что даже если и будет эффективна, то она все равно не сможет противостоять такому смертоносному оружию как, например, пистолет. Основным выводом из этого является то, что не так уж и важно, могут ли техники которые мы практикуем иметь место в боевом применении. Поэтому, как следствие, сторонники этой точки зрения не находят ничего плохого в спокойной, и приятным образом проведенной тренировке.

Основную вину такого образа мыслей я вижу в том, что такой путь приведет нас к пагубным последствиям для последующих поколений айкидо.

Если мы воспользуемся айкидо, которому учил Морихей Уэсиба в послевоенные годы, как измерительной шкалой, то обнаружим, что сегодня гораздо меньше внимание уделяются такие важные составляющие айкидо, как атеми, использование оружия, а также практика целых групп техник, таких как koshiwaza и hanmi handachi, которые изначально были частью в исходной программы айкидо. И это не говоря, а почти полном незнании источника и содержания духовного послания Основателя айкидо.

Если этот разрушительный процесс будет продолжаться и дальше, я боюсь, что в будущем, то будо, которое будет преподаваться в додзё под названием «Айкидо» станет неузнаваемым как таковое.

Айкидо впитало в себя богатое наследие из самых важных и динамических выражений древних воинских традиций Японии. Морихей Уэсиба- основатель айкидо, привнёс в них комплекс изощренных техник, которые он выучил в молодости, и гуманистический взгляд на воинские искусства, как на средство для мирного урегулирования конфликта(!). Именно это уникальное смешение форм практичности и этики, которое отвечает за влияние айкидо на современные поколения.

С одной стороны подход основателя был слишком революционным. По-видимому, было слишком рано ожидать от мира значительного концептуального скачка, которые требовал превращения средств ведения войны в орудие мира. С этой точки зрения, современное состояние айкидо, как формы физических упражнений, практикуемых в дружественной, спокойной обстановке это лишь знак времени в котором мы живем. Времени в котором простота и шуточные удержания более привлекательны, нежели плодотворная активность с приложением немалых усилий результаты которых, дадут знать о себе лишь через долгий период времени.

«Aiki News» – ЭНЦИКЛОПЕДИЯ айкидо.

Теперь, когда наша англоязычная «Энциклопедия Айкидо» наконец-таки создана, мы с большим нетерпением ждём Ваш отклик на неё. Купив нашу книгу, вы тем самым выскажете своё одобрение сотрудникам Aiki News, и заставите их работать усерднее и производить в свет еще больше публикаций по айкидо, что несомненно скажется на качественно новом уровне ваших успехов в нем. Наш основной план состоит в том, чтобы переиздавать расширенные версии энциклопедии каждые 2,3 года. Также в настоящее время мы рассматриваем возможность выпуска энциклопедии на французком и японском языках. Мы приветствуем любые Ваши предложения, которые могли бы помочь улучшить будущие издания Энциклопедии и сделать его еще более полезным для айкидок. В дополнение увеличению количества записей, в следующей версии мы надеемся сделать энциклопедию более полном объеме. Также мы рассматриваем возможность создания раздела «Who’s Who» при поддержке активных инструкторов, которые будет включать в себя всеобъемлющий каталог додзе с тысячами списков. В завершение, мы обращаемся к Вам с просьбой высказать своё мнение, и благодарим Вас за поддержку наших усилий.

Стэнли Пранин.

Ссылка на первоисточник.

P.S.А что Вы думаете, о современном состоянии Айкидо? Отпишитесь в комментариях.

С уважением, Илья.

Похожие статьи:

  • Интервью мастера Хироси Тада (9 дан Айкикай) журналу «Aikido Journal»
  • Интервью Гаку Хомма с Морихиро Сайто Сенсеем
  • Интервью с основателем Ки Айкидо (Син Син Тойцу Айкидо) сенсеем Коичи Тохеем
  • Развитие ребенка в Айкидо
  • Иероглиф Айкидо 合気道