Сущность и дух Додзё в Айкидо
Для того чтобы понять характер японца крайне важно понимание концепции подчинения власти и необходимости присоединения к обществу как добровольного акта, а не капитуляции. Эта концепция важна также для того, чтобы понять значение и сущность японского понятия додзё, и особенно, додзё в Айкидо.
Слово додзё значит “место, где постигают Путь”. Исходно оно применялось к храмам и религиозным группам. Это были такие места, где монахи и другие служители религии теоретически и практически готовились к своему предназначению. Постепенно слово додзё стали применять и как название мест изучения других, нерелигиозных дисциплин – работы с мечом, каллиграфии, танцев и других предметов, требующих интенсивной тренировки. Основываясь на традициях японского общества в целом, предпочитающего правила и порядок, японцы, что не удивительно, построили систему обучения разным искусствам на строгой дисциплине. Кроме того, древняя японская религия Синто, в значительной степени сформировавшая религиозное мировоззрение японцев, в отличие от концепции Бога, действующего извне на человека и природу, придерживается установки о присутствии божественного компонента во всем сущем. Поэтому разделение религиозного и светского в Японии не было таким строгим как на Западе, а религия Японии допускала большее разнообразие взглядов. Концепция do – Пути, которому посвящается жизнь, стала применяться к предмету серьезных занятий.
С другой стороны, большое влияние на современное понятие додзё оказала этика военного сословия. По моему представлению, это должно быть характерно для всего мира, поскольку война предъявляет ко всем солдатам равные требования. Для того, чтобы люди могли действовать в сверх напряженных условиях сражения необходима строгая дисциплина. Все армии и боевые группировки вводят кодексы поведения, исключающие неповиновение. Наиболее успешные действия таких боевых групп обеспечивает поддержка этой системы всеми их членами на основе веры в ее значение и в цели, за которые они сражаются. Военные группировки, допускающие элементы несогласия, редко оказываются устойчивыми, продуктивными или полезными.
Можно уже не говорить о том, что вежливость и соблюдение строгих правил этикета требовались во всех додзё, независимо от предмета изучения. Ни одно замкнутое общество не сохранится, если его члены не будут вежливо и с пониманием относиться к своим товарищам. Формальные правила этикета позволяют удержать человека с невыдержанным характером в рамках правильного поведения. В додзё, относящихся к боевым искусствам, наличие условий, приближенных к боевым, создает дополнительный фактор, обуславливающий необходимость вежливости и корректного поведения. Последствия необдуманных действий могут оказаться смертельными, а не просто неприятными. Это одна из причин того, почему военные группировки в любой стране придают столь большое значение вежливости и правильному поведению.
Поскольку Айкидо – это боевое искусство, имеющее целью очищение человеческого духа и распространение мира в мире, додзё для Айкидо находится под влиянием как боевых, так и религиозных концепций. Айкидо это не религия, поскольку в нем нет догмы или доктрины, но это глубоко духовная система. Додзё в Айкидо – это храм духа, как духа отдельного человеческого существа, так и божественного духа как компонента всего сущего во вселенной. В додзё для Айкидо должны также поддерживаться строгость и боевая дисциплина, поскольку Айкидо – это будо, боевой Путь.
Айкидо – это не абстрактная теория развития духовных качеств, но система практических занятий, развивающих Вашу смелость, внутреннюю собранность и способность к взаимодействию с окружающими. Оно должно изменить Ваше восприятие таким образом, чтобы в случае опасности Вы не впадали в агрессию и не применяли насилие, а продолжали вести себя так, чтобы предотвратить или остановить конфликт. Айкидо должно дать Вам уверенность в ваших действиях.
Существенные для додзё элементы – это решительность, порядок, кооперация, дисциплина, вежливость и вера в цель, к которой стремятся все члены додзё. Как же эти элементы проявляются на практике? Во-первых, ученики должны разделять ответственность за работу и содержание додзё. Додзё в Айкидо должно быть общественной организацией, всех членов которой связывают общие интересы. Додзё – это не гимназия, за содержанием которой следит обслуживающий персонал. Ученики должны рассматривать уборку додзё как духовное упражнение; состояние додзё – это отражение внутреннего состояния учеников.
Соблюдение правил личной гигиены – это знак уважения к себе, своим товарищам и искусству Айкидо. Ученик должен содержать форму и оружие для занятий в чистоте и исправности. Он должен аккуратно складывать свои вещи, а не разбрасывать их. Он должен постоянно контролировать состояние своего оружия.
При всем значении кооперации додзё – это не демократия. Система иерархии от Сэнсэя через старших учеников (сэмпай) к младшим ученикам (кохай) должна строиться на подчинении и дисциплине и усиливаться за счет взаимного уважения. Старшие ученики должны давать хороший пример младшим, поддерживая указания учителя и следуя им. Это особенно важно для крупного додзё, когда сэнсэй не может сам постоянно следить за занятиями всех учеников. Старшие ученики должны отвечать за правильность обучения младших и правильное выполнение додзё своих функций. Младшие ученики должны уважать старших, не спорить с ними и не проявлять неподчинение их указаниям. Приходящие новички не знают ни правил додзё, ни основных принципов Айкидо. Чтобы научиться, они должны быть открытыми и восприимчивыми. С другой стороны, старшие ученики должны вести себя так, чтобы вызывать уважение, и не должны использовать свое положение для подавления младших или проявления пренебрежения к ним. Иерархия додзё не в коей мере не отрицает уважения, которое Вы должны проявлять по отношению ко всем людям. Хорошая техника не оправдывает невыдержанного и грубого поведения. При отсутствии хороших манер додзё превращается в джунгли, и то, что было задумано как средство духовного усовершенствования, становится очень опасным занятием.
Применительно к Вам лично соблюдение правил этикета означает постоянное поддержание соответствующего внешнего вида и поведения. Вы должны строго соблюдать правила вежливости и аккуратность, как в одежде, так и в действиях. Такие внешние нарушения, как вход на татами не полностью или не по форме одетым, свободное хождение по татами – это проявление умственной и духовной слабости. Напротив, правильный внешний вид и поведение способствуют увеличению Вашей внутренней собранности.
Следовательно, этикет и правила додзё – это не пустые формальности, а средство создания условий для правильных занятий. Например, в современном додзё для Айкидо у каждого ученика должно быть свое собственное учебное оружие. Использование чужого оружия без разрешения – это очень серьезное нарушение этикета. Чтобы понять это достаточно представить себе бойцов, действительно сражавшихся за свою жизнь. Жизнь этих людей зависела не только от их навыков, но и от качества и состояния оружия и возможности взять его в руки в любой момент. Нетрудно понять, почему использование оружия другого человека и даже прикосновение к нему без разрешения в боевых системах прошлого было смертельным преступлением. Считалось, что человек, способный на такое безрассудное и бессмысленное действие, никогда не найдет свой Путь.
Занимаясь Айкидо в додзе, мы не собираемся готовить убийц и наказывать смертью за нарушения этикета. Но если Вы забудете или будете игнорировать серьезную мораль, лежащую за занятиями боевым искусством и возможность защиты от смертельно опасных случайностей, обеспечиваемую правилами этикета, Ваши занятия потеряют свою глубину и восприятие будет ограниченным. Представление о том, что в будо решается вопрос жизни и смерти, улучшит ваше понимание значения жизни и смерти. Ваше ощущение ценности не только собственной жизни, но и жизней других людей станет намного сильнее.