Использование оружия в Айкидо

Мне часто приходиться сталкиваться с вопросами использования оружия в отработке техник Айкидо.

И если у младших членов нашего додзе это вызывает лишь бурю неистового восторга (оружие же ), то у старших к обоснованности использования оружия в процессе обучения  остаются больше вопросы.

Ну не может понять человек из XXI века такой аспект из японской древности.

Помочь нам разобраться во всех тонкостях данной проблемы призвана статья Митсуги Саотоме «Использование оружия в Айкидо»

Использование оружия в Айкидо

Автор: Митсуги Саотоме

Вас может удивлять, почему нужно заниматься с мечами и другим устаревшим оружием, изучая не собственно работу с мечами, а принцип движения. Зачем использовать старомодное оружие, бесполезное в наше время? Действительно, в наше время на войне не используются ни мечи, ни копья, ни jo. Верно и то, что такие виды оружия бессильны против даже самого примитивного ружья с хорошим прицелом, не говоря уже о разрывных снарядах и других современных военных видах вооружения. И притом, мы изучаем принципы и духовные аспекты budo а не собственно kata с мечом.

Все же я считаю, что работа с оружием на тренировках позволяет добиться того, к чему сложно прийти, отрабатывая только технику без оружия. Безусловно, оружие увеличивает интенсивность тренировки. Гораздо больнее и опаснее пропустить удар, нанесенный бокеном или джо, чем рукой без оружия. Работая без оружия, можно не замечать собственного эгоизма и грубости. Вы можете обращаться с партнерами грубее, чем следует, не обращая внимания на причиняемую Вами боль. Занимаясь же с оружием, Вы очень быстро осознаете, что последствия небрежного, агрессивного или упрямого поведения могут оказаться очень серьезными. Вы начинаете внимательнее относиться к возможности повреждения или травмы у себя и у партнера. Вы стараетесь лучше защищаться и не причинять партнеру вреда. Начать видеть и чувствовать боль другого и жалеть своего партнера – значит сделать важный шаг к развитию ai nuke.

Чтобы избежать травм при работе с оружием, Вы должны научиться концентрации, гибкости, точности и решительности. Развитие всех этих качеств полезно как для занятий Айкидо, так и для формирования человеческой личности. Чувства времени реагирования, равновесие, интуиция и скорость принятия решений – все это усиливается при работе с оружием. Вы не можете избежать последствий медлительности и невнимательности, на которые можно иногда не обращать внимания при работе без оружия. У Вас развивается также чувство уважения к партнерам. Если Вы не уважаете партнеров и проявляете по отношению к ним невнимание, они могут сильно повредить Вам, даже не намеренно.

Оружие удивительно уравнивает возможности. Пусть Вы – крупный сильный мужчина. Но маленькая женщина, которую Вы с таким удовольствием бросали через мат, имея в руках бокен, может победить Вас. Большой вес, который помогал Вам в технике без оружия, может замедлить Ваши движения, в то время как ее движения будут быстрыми и точными. Ваш упор на развитие мышечной силы может мешать развитию реакции, точности и интуиции, которые она могла выработать в себе за неимением возможности увеличить массу и силу. Оружие учит Вас человечности и показывает Вам истинную цену ошибок.

Наконец, применение в Айкидо очень старых видов оружия имеет очень важное значение еще в одном аспекте процесса обучения. Такое оружие, как меч или нож, обладает качеством, которого лишено современное оружие – это оружие применяется непосредственно. Сегодня можно, выпустив реактивный снаряд на большое расстояние, совсем не видеть своих жертв и разрушений. В таких случаях не приходится смотреть в глаза своим жертвам. Работая с мечом, Вы должны встречать врага лицом к лицу. Нельзя переоценить значение чувства реальности боли и восприятия своего противника как живого человека.

Несомненно, в современном dojo мы не убиваем друг друга и не собираемся этого делать. Но использование оружия, при наличии даже небольшого воображения, очень хорошо показывает Вам серьезность занятий и трагические последствия неконтролируемой агрессии. Тренировки с оружием должны развивать одновременно миролюбие и способность к сопротивлению. Кроме того, старые виды оружия дают Вам власть выбора от начала и до конца поединка. Выстрелив из ружья, Вы уже не можете изменить свое решение. Вы не можете остановить смертельный полет пули. Меч дает Вам возможность проявить милосердие. Достигнув состояния контроля, Вы можете пожалеть врага и подарить ему жизнь. Если Вы будете учитывать этот аспект занятий с мечом и джо на тренировках, то это поможет Вас научиться контролировать свою агрессию. Ваша сознание станет более миролюбивым, и Вы начнете видеть свою цель не в победе, а в прекращении схватки. Таким образом, оружие – это средство для тренировки духа и очищения сознания. Увеличивая ваши физические возможности, оружия расширяет область психического восприятия, показывая реальность концепций, на которых основаны занятия Айкидо.

В заключение, позвольте мне привести слова О-Сенсея о символическом значении меча, которые он произнес перед исполнением ритуального танца с бокеном. Вспоминайте эти слова, занимаясь в оружием, и, может быть, Ваш меч поможет проникновению в Ваше сознание абсолютных истин.

“Айкидо развивает человеческий дух, пробуждая великий дух мира. Держа этот бокен в руке, я воспринимаю энергию вселенной, вобрав в себя эту ki, я разрубаю дьявола. Это абсолютная вершина техники – misogi harai. Вы должны уметь показать свой свет любви и мудрости, иначе вы не уловили истинный дух bu. Мы должны быть зеркальным отражением души меча, достигнув абсолютного состояния единства с внешним миром. Такое сознание необходимо для выполнения миссии bu – установления мира во всем мире. Стоя в центре вселенной, мы должны освободиться от желания соревноваться и необходимости победить. Мы должны непосредственно чувствовать тройственную сущность вселенной, находясь одновременно в физическом, астральном и божественном мирах и при этом сохранять восприятие единой реальности – в этом высший уровень Айкидо.

С древних времен три драгоценные вещи выражали дух Японии – зеркало, меч и четки. Они символизируют мудрость, милосердие и смелость – три самых ценных компонента нашего hara, отражающие глубину нашего бытия и сознания, развивающегося в процессе тренировок. Этот путь, известный из глубины веков и ведущий начало от богов, приведет нас к просветлению, если мы будем внимательно ему следовать. Пробуждение начинается изнутри в глубине нас самих. Айкидо дает возможность заглянуть в эту глубину, чтобы узнать, откуда мы возникли и в чем наше предназначение. Если эти вопросы будут правильно поставлены, мы, безусловно, должны найти на них ответ. Мы ответственны за знание себя, а такое знание существенно при выполнении божественной миссии. Человечество дает составную часть духа вселенной, и у каждого человека есть существенная роль, связанная с развитием вселенной, идущим от Бога. Яркий и прекрасный мир – это проявление божественной гармонии, а мы – носители обусловленного ею дара жизни. Духовное значение меча состоит в воздержании от его применения. Под знаком меча мы должны жить в мире. Мы должны очиститься. Мы должны избавиться от темноты в своей душе. Мы не можем проводить жизнь в поисках удовольствия или особых преимуществ. Мы должны избавиться от злобы, зависти и ревности. Мы не должны страдать от жизненных трудностей. Мы не должны допускать, чтобы демон нашего подсознания проявлялся в нашей жизнедеятельности. С храбростью в сердце мы должны взять меч справедливость, создавая гармоничное общество. Это миссия меча, начатая предком человечества – богом Изанаги. Этот миф дает нам урок о секретах bu.

Айкидо, которым я занимаюсь – это конструктивный путь, предназначенный для формирования истинного Человека. Оно не учит только броскам. Оно не имеет ничего общего с самоутверждением. Оно не предназначено для того, чтобы отнимать жизнь. Это путь об единения тела, разума и духа. Все, кто занимается Айкидо должны принять эти истины всерьез и умом и сердцем.

Митсуги Саотоме

Об авторе:

Митсуги Саотоме был ближайшим учеником (uchi deshi) Морихеи Уешиба в течение 15 лет до самой смерти Основателя в 1969 г. В 1975 г. Саотоме Сенсей оставил очень почетное место старшего инструктора Международного Центра Айкидо в Токио и переехал в США.

Когда его спросили о причинах его решения, он ответил: «Я медитировал три дня и три ночи, общаясь с духом О Сенсея, и я почувствовал, что он одобряет мой отъезд. Перед смертью О Сенсей говорил мне, что сейчас глаза всего мира устремлены на Соединенные Штаты. Эта страна – великий эксперимент, совокупность людей исходно разного происхождения и культурного уровня, живущих вместе, мир, соединенный в одну нацию.

Цель Айкидо и мечта О Сенсея в том, чтобы все люди мира жили одной семьей в гармонии друг с другом и со своим окружением. Соединенные Штаты могут служить великим примером этого». Саотоме Сенсей в основном проводит время в своей центральной школе в Вашингтоне.

Он также посещает другие школы Айкидо, основанные им и его учениками в Америке и Европе, организуя и проводя семинары и тренировочные сборы.

Он участвовал во многих показательных выступлениях, как в США, так и в других странах, в том числе показывал свое искусство представителям Международной Академии мира и дипломатам в Нью-Йорке.