Контрастные цвета

Контрастные цвета, еще их называют дополнительными или комплиментарными (от англ. complementary colors), – цвета, противостоящие друг другу на цветовом круге. Смешение контрастных цветов дает ахроматический (белый или серый) цвет. В случае аддитивного (складывающего) смешивания (например, в системе RGB или HSV) мы получим белый цвет. Если же мы используем субстрактивную, или вычитающую систему (CMYK или простое смешение красок на бумаге), то смешение контрастных цветов даст нам серый или черный цвет.

Дополнительные цвета называются контрастными потому, что всегда образуют различные контрасты, например, пара желтый и фиолетовый образуют контраст светлого и темного, а пара красно-оранжевого и сине-зеленого образуют контраст максимально холодного и максимально теплого цвета.

Также контрастными цветами можно считать пару из черного и белого цветов, однако это сочетание занимает особое положение среди всех остальных.

На вышеизложенном можно основываться при подборе контрастных цветов в панелях графических программ без использования цветового круга.

Например, RGB. Мы знаем, что эта модель аддитивная, то есть смешение контрастных цветов даст нам белый. Белый цвет соответствует крайнему правому положению бегунков или значению 255 для каждого компонента. Следовательно, чтобы для конкретного цвета подобрать контрастный цвет, необходимо от 255 отнять значения компонент для данного цвета.

Удобнее и проще делать подбор в системе представления цвета HSV.

Здесь для этого нужно переместить только один бегунок, соответствующий тону. Его значение соответствует углу поворота по цветовому кругу, а контрастные цвета отстоят друг от друга на 180 градусов. Следовательно, для получения контрастного цвета нужно прибавить или отнять от тоновой компоненты 180.

Сочетания контрастных цветов при правильном подходе смотрятся очень энергично и гармонично. Сама природа подсказывает контрастные сочетания: оранжевое солнце на синем небе, красные яблоки в зеленой листве. Также имеет место интересный эффект остаточного изображения. В случае если вы пристально посмотрите в течение некоторого времени на черный, например, квадрат, а потом закроете глаза, то остаточное изображение будет представлять собой белый квадрат, и на оборот. Это все говорит о естественности контрастных цветов, об их взаимодополняемости.

Однако использовать контрастные цвета в дизайнерской композиции я бы посоветовал либо на очень ограниченных площадях, либо в том случае, если цветовое решение является центральной темой в композиции. В случае если цветовое решение является только вспомогательным и может отвлечь от центра внимания, их использовать не стоит. Например, в случае веб-дизайна, дополнительные цвета можно использовать на сплэш-странице, но не на странице с контентом. И уж тем более нельзя пользоваться контрастными цветами для оформления текстов. Но это все, конечно, не имеет отношения к черному и белому цвету.

Особое место контрастные цвета занимают в рекламной графике. Очень хороший способ привлечь внимание к рекламному баннеру – это использование контрастных цветов в максимальной яркости и насыщенности. И частое использование подобных сочетаний в баннерной рекламе должно учитываться дизайнером сайта, то есть основное оформление сайта не должно быть выполнено в контрастных цветах, необходимо использовать менее агрессивные и напряженные сочетания.