Золотое сечение в дизайне
Художники и архитекторы древних времен придавали большое значение выбору пропорций. Расчеты пропорций производились по сложным формулам. Пожалуй, одно из самых знаменитых открытий архитектуры и живописи эпохи Возрождения, которое используется и по сей день – золотое сечение.
Золотое сечение – это соотношение размеров, при котором меньший размер относится к большему, также как больший относится к сумме размеров.
При этом a=1,62b или b=0,62a. Такое соотношение считалось, а некоторыми считается и до сих пор, самым гармоничным и правильным. К сожалению, изобретатели золотого сечения не учитывали множество факторов, которые делают восприятия размеров субъективным. Сейчас практически любой человек знает, что, например, продольная полоска в одежде делает его визуально стройнее, или что белое полнит, или что обои с вытянутым по вертикали рисунком делают комнату зрительно выше. Так какой смысл считать по формулам размеры, которые на деле будут выглядеть не так?
Но все-таки некоторый смысл в этом есть. Хотя бы потому, что даже выполняя что-то «на глаз» вы можете очень близко подойти к формам золотого сечения, а это говорит а естественности и привлекательности для человека этой формы.
Давайте перейдем к примерам. Самые, пожалуй, классические примеры фигур с размерами золотого сечения – это пятиконечная звезда и спираль Фибоначчи.
У звезды в золотых пропорциях соотносятся красный отрезок к фиолетовому, зеленый к красному, и синий к зеленому. У спирали можно наблюдать золотые пропорции под любыми углами, как это показано на рисунке.
Золотое сечение в дизайне можно встретить довольно часто, конечно, принимая во внимание, что современные дизайнеры не используют точных расчетов. Например, сайт Барака Обамы:
Также очень часто в графическом дизайне, а также в фотографии и кино, используется расположение предметов в так называемых «зрительных центрах». Расположение зрительных центров показано на рисунке.
Как пример – следующий образец дизайна:
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что золотое сечение – далеко не отголосок истории. Его помнят и используют. Хотя и не преклоняются перед ним, как когда-то.
Другой вопрос – стоит ли его использовать? Нет однозначного ответа. Вы не можете быть уверены, что формальное применение правила золотого сечения даст вам уравновешенную и гармоничную композицию. Невозможно предугадать, каким образом визуально исказят композицию цвета и текстуры. Но в качестве опоры и отправной точки для расположения элементов композиции золотое сечение использовать безусловно можно.