Праздничный натюрморт
На практике мы наблюдаем огромное многообразие затененных и освещенных мест, по-разному повернутых к источнику света. Поэтому надо непрестанно контролировать себя, чтобы не было механического копирования темных и светлых пятен вместо осознанной лепки формы светотенью. Перед началом работы акварелью бумагу желательно слегка смочить влажной кистью.
В длительных работах нельзя тени сразу брать во всю силу. Надо послойно закрывать очень легкими тонами большие поверхности, оставив места для бликов. Работу эту выполняют толстой акварельной кистью. Постепенно, все более усиливая тени, стремятся передать в полной мере объемность моделей.
При постановках учебных натюрмортов обычно фоны специально подбирают относительно светлые, чтобы затененные стороны предметов и падающие тени были сравнительно темнее их. В противном случае передача на этюде объема затруднительна.
Очень важно определить, где на этюде должны быть самые светлые и наиболее темные места. Как правило, их не должно быть много. Обычно имеется не более одного или двух самых темных тонов и так же мало ярких бликов. Если не проследить градации тона и тем самым не выдержать так называемой «силы пятна», то этюд получится пестрый и не будет производить впечатления свежести восприятия натуры. Как уже было сказана в вводной части, следует добиваться не абсолютной силы тех тонов, какие мы видим в натуре, а только правильных соотношений между ними.
В последнюю очередь в этюд геометрических тел нужно вносить некоторые мелкие детали (острым кончиком кисти). Следует усилить падающие тени на поверхности стола у оснований моделей. В конце работы надо предусмотреть время для проверки всего сделанного. Необходимо внимательно проанализировать свой труд, только изредка касаясь кистью поверхности, бумаги.