Этюд натюрморта
Часто на этюде натюрморта с нижней стороны оставляют от предметов меньшее расстояние до края бумаги, чем в верхней части. Это вызвано тем, что горизонтальная плоскость стола, на котором установлен натюрморт, видна в сильном сокращении, а если внизу на этюде оставлено много места, то это обязывает изображать ножки стола, что не всегда желательно.
Выбрав горизонтальный или вертикальный формат будущего этюда, надо продумать зрительную уравновешенность всех его компонентов как в линейном построении, так и по распределению основных тональных и цветовых отношений. Взаимодействие контрастирующих темных и светлых, ярких и блеклых цветовых тонов, а также распределение светотени на этюде нужно продумать в первоначальном композиционном наброске.
До начала работы художник должен мысленно увидеть работу как бы в законченном виде. Это обязательное условие успешного выполнения всякого живописного этюда. Только в этом случае успех будет не случайным, а результатом сознательно направленных усилий для осуществления задуманного. Умение ясно представлять себе будущий этюд еще до начала работы приходит не сразу, его необходимо развивать уже в самой начальной стадии обучения.