Натюрморт с гипсовой маской, тканями и т. п
Внимательный анализ совершенной по пропорциям формы воспитывает понимание прекрасного. Гипсовая модель дает представление о большом искусстве ваятеля. Если студент относится к занятиям живописью как к отбытию «скучной повинности» я не испытывает волнения и радости при работе над натюрмортом, вряд ли он сможет передать на этюде эту совершенную красоту. Художнику предстоит в школе руководить эстетическим воспитанием на уроках изобразительного искусства, а без живого, эмоционального отношения к делу это невозможно.
Часто художники предпочитают композиционный центр (в этом натюрморте — гипсовая маска) немного сдвигать от геометрического центра бумаги, то есть от пересечения двух диагоналей листа, что дает некоторую динамичность композиции.
Учебная задача натюрморта — передача средствами живописи цветовых характеристик предметов и рефлексов так, чтобы вся постановка ощущалась в воздушной среде. В Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина есть замечательный натюрморт работы выдающегося французского художника XVIII века Шардена, на котором изображены предметы, относящиеся к изобразительному искусству. В центре композиции помещен слепок с античной головы Гермеса. Этот натюрморт восхищает зрителей тонкостью нюансов цветовых отношений и мягкостью моделировки форм, все предметы написаны с учетом воздушной среды. Натюрморт Шардена выполнен масляными красками, но и в технике акварели перед студентами стоят те же живописные задачи.