Натюрморт против света (с сильными рефлексами)

В композицию этюда входит часть окна и стены, ярко освещенная плоскость стола, а также установленные на нем предметы. Часть стола прикрывают дражировкой, свободно свисающей вниз и образующей складки. Некоторые предметы студент видит контражуром, их темные силуэты ограничены узкими светлыми краями, а падающие от них тени направлены на зрителя. У предметов, находящихся сбоку от окна, наблюдается контрастная борьба светотени, холодных и теплых цветов. Интересный эффект получается, когда в постановку включен сосуд из прозрачного стекла, наполовину наполненный жидкостью, которая может быть немного подцвечена (например, стакан с чаем). Передача прозрачности стекла требует точного соблюдения тональных отношений и смягченных контуров при изображении всего, что находится за стеклом.

Поставленный против света натюрморт обязывает с особым вниманием относиться к ярким цветовым рефлексам на теневых поверхностях предметов. Перед началом работы рекомендуется, несколько прищурив глаза, сравнить очень светлые тона всего, что находится за окном, и значительно более темные у всех предметов натюрморта, а также у переплета оконной рамы и стены. Хотя в натуре переплет окна окрашен белой краской, но в постановке он выглядит значительно темнее видимого за ним пейзажа. Эта контрастность должна быть выдержана в процессе работы, а по окончании ее надо вновь внимательно проверить, насколько удалось выявить сопоставления основных темных и светлых живописных пятен. Работа над этой постановкой убедительно на практике показывает студентам, как зрительно меняется впечатление от натуры в зависимости от различных условий освещения. В дальнейшем студенты должны обстоятельно продумывать домашние постановки, выбирая наиболее интересные условия освещения.

При многосеансной работе надо точно выдерживать однородные условия освещения в процессе выполнения всего этюда.