Границы падающих теней на этюде

Границы падающих теней на этюде будут зависеть от силуэтов объектов, их отбрасывающих, и от того, под какими углами к лучам света повернуты те освещенные поверхности, на которые тени ложатся.

В пейзаже огромное значение имеет передача воздушной среды. По мере удаления к горизонту тени высветляются и резкость их контраста с освещенными местами смягчается, так как слой воздуха не вполне прозрачен из-за присутствия влаги или пыли. Меняется и цветовая характеристика изображаемых объектов в зависимости от расстояний от работающего над этюдом, а также от того, по свету или против света пишет природу художник. Окрашенность освещающих пейзаж лучей солнца весьма различна при пасмурной или ясной погоде, днем или в час заката. Все эти особенности воздушной перспективы нужно внимательно подмечать в природе и стараться возможно точнее передавать в живописи, тщательно выбирая тональные и цветовые отношения между основными компонентами этюда.

Очень внимательные наблюдения необходимы для того, чтобы разместить на этюдах отражения в воде. Если вода в озере или в реке спокойна, то зеркальное отражение пишут с учетом того, как видны от плоскости воды отражаемые объекты.