Техники этюда и изображения предметов

Поверхность воды в реке или в озере редко бывает спокойной, гораздо чаще ветер на ней образует волны. Если они мелкие, отражения дробятся и удлиняются. При крупных волнах отражения исчезают. Это происходит потому, что пишущий этюд видит не горизонтальную плоскость, на которой могут быть отражения, а только боковые поверхности волн, обращенные к зрителю. В зеркальной глади воды отражения объектов цельные и четкие. Если легкий ветер «морщит» поверхность воды, то отражений совсем не видно, так как отражаются лучи под самыми различными углами. Чаще всего в водоемах мы видим большие поверхности отражений неба и берегов, а потому художники знают, что воду пишут цветом неба, но немного темнее, так как не все лучи отражаются даже в относительно спокойной воде.

Что касается изображения построек в этюдах, важно ясно представлять объемы сооружений целиком, а не только видимые стены. Это помогает конструктивно верно разметить их в перспективе, кроме того, дает возможность передавать архитектурные детали в живописи как органические части сооружений.

При изображении деревьев их кроны следует передавать трехмерно. Ветви имеют направления не только вправо и влево, но также на зрителя и от зрителя, когда они видны в ракурсах. Ствол постепенно сужается кверху. У оснований растущих деревьев наблюдается небольшой подъем почвы, создающий постепенный переход от горизонтальной плоскости к стволам. Не нужно пытаться нарисовать каждый лист, но обязательно надо на этюде не только изобразить характерный силуэт каждого дерева, но и выявить светотенью пространственное размещение особенностей кроны.