Ваш ребенок — какой он?
Здравствуйте, дорогие мои читатели! Сейчас я скажу прописную истину: в семье должны царить любовь и взаимопонимание. Но оттого, что истина прописная, она ведь не теряет своего значения? Мы все хотим, чтобы близкие люди нас понимали и любили такими, какие мы есть. И это – самое трудное!
Если помните, я уже делилась с вами советами американского психотерапевта, автора книги «Преимущества интровертов» Marchи Лейни о том, как понять свою вторую половинку, когда мы такие разные.
Сегодня же речь пойдет о наших детях. Вы, наверное, не раз замечали и удивлялись, как дети в одной семье, имеющие одних родителей и получающие одинаковое воспитание, могут так отличаться друг от друга?
А все дело — в темпераменте! И мы ответственны за то, чтобы наше воспитание не ломало внутреннюю суть, природу нашего ребенка. И если мы не сможем точно распознать те физические и эмоциональные сигналы, которые подает нам ребенок, то не сможем и помочь ему самоопределиться, обрести уверенность в жизни… а то и вовсе наломаем дров.
Дети, как и взрослые, могут быть интровертами, экстравертами или амбивертами. И хотя среди детей редко встречаются ярко выраженные типы, и границы между темпераментами несколько размыты, все же есть общие признаки, помогающие определить, к какому типу темперамента тяготеет ваш малыш.
Если ваши дети в основе своей интровертны, они, вероятно:
- наблюдают и слушают, — перед тем как начинают действовать;
- глубоко сосредотачиваются на предмете своего интереса;
- радуются, когда остаются в одиночестве в своей комнате, заряжаясь через самонаблюдение;
- говорят только после того, как хорошо обдумают вопрос;
- обладают ярко выраженным чувством личного пространства и не любят, чтобы кто-то сидел слишком близко или входил в их комнату без стука (дочка одной из пациенток Marchи Лейни нацарапала на двери: «Не входить», едва научившись писать);
- уединяются в своем собственном мире, и, чтобы узнать, что они думают и чувствуют, их нужно об этом спросить;
- нуждаются в подтверждении своей нормальности, они могут иметь иррациональные сомнения в самих себе;
- много говорят, если предмет их интересует или им комфортно с людьми.
Если ваши дети в основе своей экстравертны, они, вероятно:
- будут присоединяться к группе, общительны, за исключением периодов закономерных возрастных изменений;
- заряжаются от взаимодействия с другими детьми и активной деятельности;
- хотят немедленно поделиться своими впечатлениями и идеями на самые разные темы;
- думают вслух. В поисках вещей ходят по дому и спрашивают: «Где же мой мячик?» или «Я ищу свой плеер». Чтобы принять решение, им нужно об этом говорить;
- предпочитают проводить время в компании, а не в одиночестве;
- нуждаются в том, чтобы их постоянно хвалили — например, они должны услышать, что хорошо поработали или, что вам нравится их подарок;
- любят разнообразие и легко отвлекаются;
- часто сами делятся своими мыслями и чувствами.
Так уж случилось, что общепринятая система воспитания построена исходя из того, что все дети экстравертны. Поэтому ребенок-интроверт часто получает клеймо трудного, упрямого, ленивого, жадного. А это неправильно и несправедливо! К нему просто нужен иной подход!
Как понять своего маленького интроверта и помочь ему?
Дайте ребенку время для себя
В распорядок интровертного ребенка обязательно нужно встроить личное время, когда он может отделиться от группы и побыть наедине с собой или одним-двумя людьми, с которыми ему комфортно. Явный признак того, что ребенку требуется уединение, это когда у него начинает портиться настроение.
Во время возбуждающих видов деятельности или шумного праздничного веселья ребенку-интроверту необходим дополнительный перерыв. Причем сам ребенок может этого и не осознавать и даже противиться тому, чтобы ненадолго покинуть компанию. Но если вы видите, что на празднике у ребенка появляется отсутствующий вид, он начинает замыкаться или раздражаться, уведите его под каким-то предлогом в другую комнату или погуляйте пять-десять минут на улице. Этого времени ему хватит, чтобы восстановить энергию и продолжить веселье.
Обеспечьте ребенку личное пространство
Ребенок–интроверт нуждается в физическом личном пространстве, которое служит барьером между его телом и внешним миром. Почему?
- Во-первых, ему трудно сосредоточиться и проанализировать свои чувства и мысли, не отгородившись физически от внешних раздражителей.
- Во-вторых, постоянное пребывание в присутствии других людей буквально истощает его, лишая энергии.
- В-третьих, восполнить эту энергию он сможет только в полной изоляции от внешней среды.
Если маленький интроверт вынужден делить комнату с другим ребенком, а тем более экстравертом, это может принести ему серьезные страдания. Внешне они могут выражаться капризами, вспышками гнева или, напротив, замыканием и уходом в себя.
Все дети любят, чтобы их приласкали, обняли, погладили – и интроверты в этом не исключение. Однако если они перенапряглись или устали, то сразу же устанавливают дистанцию между собой и окружающими. И если вы в этот момент попытаетесь прикоснуться к своему ребенку, он, скорее всего, отодвинется. А если решите упорствовать и обнять его во что бы то ни стало, то он начнет отчаянно вырываться или закатит истерику.
Всегда учитывайте, что интровертный ребенок тяжело переносит вторжение в свое личное пространство. Даже простое пребывание среди людей опустошает и истощает его. Именно поэтому он не любит, когда к нему подходят слишком близко, предпочитает сидеть на отдельном стуле, а не на диване вместе со всеми, и в группе детей выбирает место сзади, впереди или сбоку – в сторонке, но никак не в центре. Лишая такого ребенка личного пространства, мы лишаем его энергии!
Не мешайте ребенку думать
Ребенку-интроверту нужно больше времени на раздумья – ну, вот так он устроен. И именно эта особенность чаще всего раздражает родителей и служит поводом для упреков в бездельничанье и лени.
Дело в том, что интроверты впитывают большой объем внешней информации — и сознательно, и неосознанно. Но чтобы переварить и осознать эту информацию, им необходимо отключиться от внешнего потока, то есть подумать.
Если лишить их такой возможности, в голове образуется каша из необработанной информации, мозг попросту отключится и появится ощущение пустоты – как будто ребенок ничего не знает. Это может вызвать у ребенка чувство неловкости, смущения и неуверенности в себе.
А нужно всего на всего не стучать ему по голове, а дать время спокойно подумать, чтобы полученная информация поднялась из неосознанного в сознательное и аккуратненько разложилась там по полочкам.
Воспользуйтесь этими советами, чтобы помочь своему ребенку не терять энергию и чувствовать себя уверенным и счастливым! Следующая моя статья будет полностью посвящена нашим неугомонным маленьким энерджайзерам — экстравертным детям.