«Алые паруса», «Бегущую по волнам» и другие повести и рассказы Грина.
Многие из вас, друзья, читали и перечитывали «Алые паруса», «Бегущую по волнам» и другие повести и рассказы Грина. И вам думается, что это просто детская приключенческая литература. Перечтите ещё раз произведения Грина, учитывая то, что я вам сейчас скажу, и вы увидите, что эти произведения имеют гораздо более глубокое значение, чем обыкновенно думается.
Александр Грин был сыном поляка сосланного в Вятку за участие в польском восстании. В молодые годы Александр Грин и сам увлекался революционными идеями и вступил в партию эсеров (социал-революционеров), которые практиковали террор.
И здесь с ним случилось то, что положило начало будущему Грину — такому, каким мы его знаем. Он отказался от поручения партии совершить покушение на какое-то должностное лицо и порвал с партией социал-революционеров.
Когда мы делаем доброе дело и отвергаем предложение, исходящее от тёмных сил, тогда Бог обращает на нас внимание и даёт нам возможность ступенька за ступенькой возвыситься над окружающим миром зла.
Отказ совершить преступление во имя безумной революционной идеи послужили отрывной точкой духовного развития Грина в глубоко верующего христианина, каковым он стал.
Вот это своё духовное развитие он запечатлел в некоторых своих главных произведениях в аллегорической (т.е. образной) форме. И самое главное: он запечатлел в символической форме реально пережитое им мгновенное озарение его души Божественной Реальностью. Он изобразил эту Реальность в образе Фрэзи Грант в своем шедевре «Бегущая по Волнам».
Когда в душе возникает процесс духовного развития, то человек как бы постепенно начинает подниматься с четверенек, на которых он до сих пор ходил подобно зверю, и принимает вертикальное положение. Мир Грина вертикален. Это ощущение вертикали, пересекающей земное линейное (горизонтальное) восприятие он попытался донести до читателя в описании душевного мира Ассоль:
«Так всматриваясь в предметы, мы замечаем в них нечто нелинейное… Всё это пережил в душе Александр Грин и облёк свои переживания в образную форму. Он умер в 1932 году, когда сталинский террор был ещё не в самом разгаре. Кульминация террора («ежовщина») – это 1937 год. Кто знает, доживи Грин до этого рокового года пришлось бы и ему претерпеть мученическую смерть. Но Бог устроил его жизнь относительно спокойно. Его не тронули, хотя он видимо (ясно для всех) отрицал советскую действительность. Ведь жизнь его героев проходит в вымышленной стране, ничего общего не имеющем с советским государством. Александр Грин умер, исповедавшись и причастившись Святых Христовых Тайн.