Эксперимент с щукой, блохами и слоном. Часть 2

Приветствую вас в очередном видео проекта «Жизнь в стиле Кайдзен»! Меня зовут Евгений Попов. Сегодня, как и обещал, я записываю вторую часть про эксперименты. Напомню, что пару дней назад я рассказал о трех экспериментах и попросил вас высказать свою точку зрения.

Спасибо всем, кто откликнулся. Пришло 47 комментариев, причем, таких развернутых, подробных, где люди обосновывали свою точку зрения, даже были какие-то споры. И многое из того, что вы написали, мне понравилось и я с этим согласен.

Моя же точка зрения заключается вот в чем. Понятно, что человек, по сути, не так уж далеко ушел от животных, мы просто более разумные существа. И в нас так же, в той или иной степени, можно строить вот эти ограничения, и обычно это делается даже не осознанно, не специально, а эти все ограничения закладываются в нас постепенно, начиная с детства, когда родители награждают нас определенными установками, и при взрослении, соответственно, учителя продолжают эту работу, и потом уже само общество с его стереотипами, с его установками окончательно формируют наше мировоззрение и наше ограничение по разным направлениям.

Но, наше отличие от животных в том, что мы более разумные существа и хорошая новость в том, что человек все эти ограничения, соответственно, может, при желании, двигать. По любому направлению мы можем отодвинуть эту планку, которую мы себе поставили, на определенную величину.

Я люблю примеры, и, когда я думал о записи данного видео, мне хотелось привести несколько примеров таких ограничений, которые в нас закладываются учителями, обществом. И мне на ум пришли три примера. Пришло, конечно, больше, но эти три — такие яркие, и я хотел бы дать их, чтобы проиллюстрировать свое видение этого вопроса.

Первый эксперимент, о нем я услышал от Брайана Трейси, даже не эксперимент, а история об одном студенте, который поступал в ВУЗ и на вступительном экзамене набрал 99 баллов из 100 возможных. Это был супер-результат, это был один из лучших результатов из тех, кто вообще поступал. Ему, соответственно, пришло письмо из приемной комиссии, что он успешно принят, что он набрал 99 баллов.

Но студент почему-то подумал, что 99 баллов — это коэффициент его интеллекта. 99 — это, соответственно, такой коэффициент интеллекта ниже среднего. Он взял это на веру, и, когда поступил в университет, то весь первый семестр провалил, он учился просто ужасно.

И тогда председатель приемной комиссии посмотрел на его результат, вызвал его к себе и спрашивает: «Что с тобой? Ты же набрал такую высокую оценку на вступительных экзаменах, одну из лучших. Почему ты не можешь учиться?». На что этот студент ответил: «Ну, а что вы от меня ждете, если у меня такой коэффициент интеллекта — 99?».

Тогда профессор понял, в чем была проблема и объяснил этому студенту, что 99 — это было количество баллов, которые он набрал, и что больше него не набрал, практически, никто. И студент, поняв свою ошибку, вернулся к учебе и следующий семестр закончил на отлично.

То есть, вот он, типичный пример с той самой щукой, когда сначала щука могла съесть малька, она его ела. Потом ей поставили перегородку, она не смогла его съесть и с этим смирилась. Точно так же и здесь, он был отличным учеником в школе, у него все получалось, он прекрасно сдал экзамены, но сам себе поставил перегородку в виде самоограничения. И, соответственно, хотя у него были умственные, физические возможности учиться отлично, он из-за этой ментальной перегородки проваливал учебу.

Следующий случай, это известная история о миле за 4 минуты. Дело в том, что до 1954 года долгое время считалось, что милю (1 км 600 м) нельзя пробежать быстрее, чем за 4 минуты. Многие бегуны десятилетиями пытались побить этот рекорд, но не получалось. Ни в тридцатых годах, ни в сороковых, до 1954 года никто не мог побить этот рекорд.

Тогда даже появилась теория, что это физически невозможно, что человек физически не может пробежать 1 милю быстрее четырех минут. Эта теория начала доминировать, она доминировала в умах спортсменов, в умах тренеров, и все понимали, что милю быстрее четырех минут пробежать нельзя.

Но 6 мая 1954 года на соревнованиях человек по имени Роджер Баннистер пробежал милю за 3 минуты 59 и 4 десятых секунд. В 1953 году никто не мог пробежать, в 1952 никто, в 1951 — никто, и т.д. Но, смотрите, что дальше было. Человек пробежал милю за 3 минуты 59,4 секунд. Эта весть обошла весь мир, это было событие в мире спорта такого столетнего, векового масштаба, что милю, наконец-то, пробежали за 3 минуты 59,4 секунд.

И в головах был сломлен этот предел, что милю нельзя пробежать меньше, чем за 4 минуты. И уже через буквально, по-моему, две недели, его рекорд побил бегун из Австралии Джон Ленди. И потом в этом году еще около 10 бегунов пробежали милю быстрее 4 минут. А на сегодняшний день таких людей уже больше тысячи, кто смог пробежать милю быстрее 4 минут, а мировой рекорд вообще 3 минуты 43 секунды.

Вот он пример типичного наложения этой самой перегородки, так скажем, на людей. То есть, когда есть некая теория, что это невозможно, и она у всех в головах сидит. Но, как только кто-то ее сломал, барьер снимается и прорывает эту сферу.

Третий случай, его описали в комментариях, когда маленький мальчик рос, ему отец все время говорил, что у них семья строителей, он сам строитель, дед был строителем, и ты будешь строителем. И он рос с этой установкой, потом в итоге, естественно, стал строителем, работал на стройке, но ему это не нравилось, это было не его.

Но эта установка, что он строитель, что у них вся семья строителей, заставляла его каким-то образом быть строителем. И, когда он попал на семинар Брайана Трейси, ему донесли эту идею, что можно сломать эту установку, любую установку можно сломать, которая есть в голове. И он осознал этот момент и понял, что стройка — это не его и нужно попробовать себя в чем-то другом. Он ушел со стройки, поддался продаже и добился там неимоверного успеха.

И таких примеров, на самом деле, очень много. Просто смысл у них у всех один, что у каждого из нас в самых разных направлениях нашей жизни — уверенность, здоровье, финансовые показатели — есть свои определенные ограничения, которые поставлены самыми разными способами. Может быть, людьми, может быть — нами самими, может быть — обществом, может быть еще чем-то, но смысл в том, что они поставлены и многие люди даже не осознают, что они есть, не то, что их можно раздвигать, а что они вообще есть.

Люди живут как-то, как живется, и даже не осознают, что можно жить лучше, просто осознав эти ограничения, которые в тебе есть, и раздвигая их потихоньку. Есть разные способы их раздвигать. Мне больше всего нравится способ ментального перепрограммирования, сейчас я над этим плотно работаю, использую, у меня уже есть хорошие результаты в этом плане.

Я мечтаю даже через какое-то время записать целый курс или тренинг по этой теме, потому что она реально большая, серьезная, там надо много чего объяснять, домашние задания давать и т.д. Но таких способов раздвигать эти перегородки много, и часто бывает так, как в примере с этой милей, она может сняться сама собой, потому что пришла какая-то новость извне, которая просто ее ломает.

Мое мнение, относительно всех этих экспериментов, именно такое. В последующих видео, которые будут на проекте «Жизнь в стиле Кайдзен» мы будем все чаще и чаще все эти перегородки раздвигать за счет тех материалов, которые там будут появляться.

На этом сегодня все. Спасибо за внимание! С вами был Евгений Попов. Живите в стиле Кайдзен. Пока!