Как выбрать горный велосипед?

Проверенные производители:

Giant, Merida, Trek, Scott, Cannondale, Specialized, Cube, Focus, Orbea

Приветствую вас в очередном видео проекта «Жизнь в стиле Кайдзен»! Меня зовут Евгений Попов. Сегодня достаточно необычный выпуск. Дело в том, что меня в последнее время все больше и больше людей просит поделиться информацией о горных велосипедах: какой велосипед выбрать, на что обратить внимание.

Люди видят, что я занимаюсь этим достаточно профессионально, участвую в соревнованиях, и поэтому вопросы все поступают и поступают. Каждому объяснять — это достаточно долго. Я подумал, что здорово было бы записать видео, показать на примере своих велосипедов все особенности, и просто отправлять людей уже туда.

Итак, первое, с чего я начну, с того, что велосипеды бывают разные. Бывают велосипеды для всяких трюков, так называемые триал-велосипеды. Бывают велосипеды для спуска на бешеной скорости с горы, это даунхилл-велосипеды, бывают более-менее традиционные горные велосипеды в обычном понимании этого слова. Выглядят они таким вот образом, даже среди них в последнее время появилось много отличий, появились разные варианты.

Если еще пять лет назад основной вариант был такой, как мы сейчас видим, то за последние пару лет появилось несколько разновидностей. Сейчас я вам о них расскажу. Первое, с чего начинается горный велосипед, на что стоит обратить внимание при выборе горного велосипеда — это размер колес. Сейчас у меня этот велосипед — это обычный размер колес 26 дюймов, самый традиционный вариант, как у большинства велосипедов, которые продаются в магазине.

Есть другой вариант. Это колеса 27,5 дюймов. Они чуть больше, чем эти, особо издалека можно даже разницы не увидеть. Я на таком велосипеде не ездил, у меня такого велосипеда нет, поэтому показать, к сожалению, не могу. Но есть еще более крупный вариант, который сейчас в тренде, это 29-дюймовые колеса. Они уже заметно побольше, чем у этого велосипеда, и сейчас я вам покажу велосипед именно с 29-дюймовыми колесами. Они заметно больше, чем 26-дюймовые, и ехать на таком велосипеде уже более комфортно, то есть отличаются именно в том, что более уверенно можно проходить разные бугры, разные спуски.

Я в последний год только пересел на такой велосипед, а последние несколько лет катался именно на 26-дюймовом, у меня, соответственно, было с чем сравнивать. И я ощутил всю прелесть именно 29-х колес в том, что более уверенно проходишь повороты, спуски, какие-то неровные участки, и на прямых накат колес сказывается. Колеса больше, соответственно, по определенным законам физики, накат у них лучше. То есть, скорость можно развить больше, чем на таком же велосипеде с 26-дюймовыми колесами.

Но, у каждой медали есть две стороны, и, соответственно, 29-дюймовые колеса у нас ведут к увеличению размера рамы велосипеда, т.е. сама рама становится больше. Сами колеса больше, вилка больше, и, соответственно, все это ведет к увеличению веса по сравнению с таким же велосипедом с 26-дюймовыми колесами. Есть свои плюсы, есть свои минусы. Все-таки, на мой взгляд, плюсы здесь перевешивают. И если бы я сегодня брал себе велосипед основной, то я взял бы с 29-дюймовыми колесами.

Это первое, чем отличаются горные велосипеды между собой — это размер колес.

Второе, чем они отличаются — это тип рамы. Обратите внимание, у этого велосипеда есть два амортизатора. То есть, передняя вилка, которая позволяет нам гасить все неровности, когда мы едем по неровным дорогам, по каким-то кочкам, у нас за счет этого амортизатора гасятся все неровности и к нам в руки, получается, удар не переходит. Если бы этой вилки не было, при каждой кочке все удары бы переходили на наши руки. Это очень неприятное ощущение.

Здесь есть передний амортизатор, и обратите внимание — здесь есть задний амортизатор, он гасит удары, которые идут на заднее колесо. То есть, мы задним колесом наехали на какую-то кочку, на бордюр, и за счет этого амортизатора задний удар гасится, и эта сила не переходит в силу удара, не переходит на наш позвоночник. Организму нашему комфортнее, проще ехать, когда есть два амортизатора. То есть, все неровности сглаживаются и едешь комфортно, особенно если непрофессиональный спортсмен, не гонишься за каким-то низким весом. Я считаю, что нужно брать велосипед именно с двумя амортизаторами, это и для спины будет более комфортнее и общее впечатление от поездки, особенно дальней, будет лучше.

Но здесь, опять же, каждая медаль имеет две стороны. Обратная сторона медали по отношению к раме с двумя подвесками, в чем недостаток? В том, что здесь появляется много шарниров. Обратите внимание. То есть, вся рама на шарнирах, и, соответственно, за cчет этого мы можем получать вот эту компенсацию ударов. Чем больше всяких соединений, тем усложняется конструкция рамы, тем больше вероятность, что какой-то из шарниров выйдет из строя.

У данного велосипеда есть дополнительный амортизатор еще здесь, именно у данного производителя, это Specialized. У других производителей такого нет. То есть, еще конструкция более сложная. И это обратная сторона, что мы получаем комфорт, но, в то же время, у нас увеличивается вероятность того, что что-то в раме может сломаться из-за этого.

Другой вариант, когда рама цельная, когда этого амортизатора нет. Сейчас я вам его продемонстрирую. Вот, обратите внимание, здесь рама цельная, здесь никаких амортизаторов нет, и, соответственно, такой велосипед уже проще по конструкции, рама намного легче, потому что не нужно дополнительных стыковок, шарниров и т.д. И рама от этого становится жестче, легче, проще, надежнее. Но, с другой стороны, если вы планируете часто ездить по неровным дорогам, то все эти неровности, удары заднего колеса будут передаваться на позвоночник.

Здесь надо оценить. Если вы большую часть времени собираетесь ездить по асфальту, по городу, то это самый идеальный вариант. Здесь самая простая конструкция, за счет этого он легкий, соответственно, обычно дешевле велосипед без заднего амортизатора. Но если по бездорожью, по каким-то лесным тропинкам, то я взял бы именно с задним амортизатором.

Это второй момент, на который надо обратить внимание. Первый — колеса, второй тип рамы. Такой тип рамы называется хартейл, то есть «жесткий хвост». Когда есть задний амортизатор, он называется двухподвес.

Следующий момент, на который надо обратить внимание, это материал рамы. Здесь у меня рама карбоновая. Это один из лучших вариантов на сегодняшний день. Есть еще титановые рамы, на них я, к сожалению, не катался, но карбоновые рамы считаются одними из лучших. Потому что карбон — это такой материал, который, одновременно, и очень прочный, и, в то же время, очень легкий. И рамы, сделанные из этого материала, очень легкие.

Могу сказать на примере этой рамы. Если снять все компоненты, оставить эту раму, она весит всего 900 г. Можете даже представить, меньше, чем пачка сока, который продается в магазине. Вся рама весит всего 900 г. Настолько это легкий материал, но, в то же время, он очень дорогой. Велосипеды с карбоновыми рамами обычно дороже, чем с другим типом рам.

Что еще бывает по материалу? Бывают еще стальные рамы. Это самые дешевые рамы, которые ставятся на самые дешевые велосипеды. И, оптимальный вариант по соотношению цена-качество, это алюминиевые рамы. Сейчас я его продемонстрирую. Данный велосипед с алюминиевой рамой и, в принципе, алюминий — это такой материал, который и легкий, и дешевый, и достаточно прочный. Поэтому, если на карбоновую раму денег особо нет, то я советую брать именно алюминий. То есть, это третий элемент в качестве выбора.

Первый — размер колес, второй — есть ли задний амортизатор, третий — материал рам.

Четвертое, на что стоит обратить внимание, это размер самой рамы. Понятно, что для человека ростом 2 м и человека ростом 160 см рамы нужны разные. Данная рама рассчитана на мой рост 175, это размер М. У каждого производителя можно на оф. сайте найти таблицу, где по росту показывается, какая рама вам подходит. Я зашел, посмотрел, что на рост 175 идет рама размера M. Супруга у меня пониже, она где-то 165, для нее эта рама уже великовата, поэтому у нее велосипед с рамой размера S. Сейчас я вам его также покажу.

Я думаю, даже невооруженным глазом видно, что здесь рама меньше, и видно, что этот велосипед мне уже не подходит. Он очень маленький, и если я сяду, то у меня руки будут где-то здесь руль держать, здесь мне вообще не удобно. Поэтому, когда будете выбирать велосипед, обращайте внимание на размер рамы. То есть, когда вы садитесь, у вас хват должен быть удобный. Вы не должны тянуться, и, наоборот, вам не должно быть слишком близко, что руль слишком близко. Нужно подбирать адекватный размер рамы. Это четвертый момент. Первый — размер колес, второй — есть ли задний амортизатор, третий — материал рамы, четвертый — размер рамы.

Пятое, это количество скоростей. Долгое время была довольно-таки стандартная ситуация. Спереди три скорости, сзади 9 скоростей. И, меняя эти скорости, мы могли регулировать усилие, которое передается на заднее колесо. Когда едем в гору, ставим спереди маленькую звездочку, сзади большую. Соответственно, крутить легко, но едем мы потихоньку. Когда, наоборот, едем с горы или по прямой нам нужно разогнаться, спереди ставим большую, сзади маленькую. И у нас, получается, максимальное усилие передается, и мы можем набирать большую скорость.

Что дальше было. Дальше производители начали экспериментировать. Не знаю, какие у них были для этого поводы, скорее всего это был просто маркетинг. Нужно было вводить что-то новое, чтобы люди начали обновлять свои велосипеды, и начались эксперименты. Первое, что было сделано, это оставили спереди две звезды, сзади сделали 10 скоростей. То есть, было 3 и 9, 27 комбинаций, сделали 2 и 10, получается, всего 20 комбинаций осталось. Сейчас я вам покажу велосипед, где 2 и 10. Не знаю, видно или не видно, у этого велосипеда вот первая скорость, вот вторая спереди, сзади у него 10 скоростей, 10 звездочек.

Здесь фишка в чем? Практически ничего не изменилось, за исключением того, что спереди мы выбираем из двух, а сзади из 10. Но все остальное осталось то же самое, и больших отличий это не внесло. И не было такого массового перехода именно на такой формат. Большинство велосипедов, которые сегодня продаются, они все равно в формате 3 и 9.

Следующим этапом был переход на систему 1 и 11. Решили, зачем нам спереди 2 звезды, можно оставить одну, и тогда мы сразу получаем колоссальный выигрыш. То есть, у нас отпадает необходимость в этом переключателе, уже спереди не надо будет ничего переключать. Отпадает необходимость в переключателе, который у нас стоит на руле, которым мы переключаем скорость. Мы эти два переключатели можем убирать. И спереди остается всего одна звезда, а сзади добавляется еще одна, и получается 11. В итоге всего остается 11 комбинаций. Это упрощает выбор скорости, облегчает всю конструкцию, увеличивает надежность конструкции, и, в итоге, такая система сейчас используется на самых дорогих современных велосипедах.

Сейчас я вам продемонстрирую этот вариант. Обратите внимание. Здесь всего одна скорость спереди и 11 скоростей сзади. Но, обратная сторона данного вопроса, это высокая цена. За вот эту систему, за стоимость этой системы, которая позволяет делать 1 и 11, можно купить довольно неплохой велосипед. Это очень дорогое решение на данный момент, и оно используется именно на топовых велосипедах, на тех, на которых участвуют элитные спортсмены. Это пятый аспект, на который стоит обратить внимание в плане выбора велосипеда.

В принципе, для обычного человека, будет достаточно 3 и 9, обычной системы, которая была много лет. Под нее много компонентов, много запчастей, многие механики умеют ее идеально настраивать, поэтому для обычного человека вполне подойдет 3 и 9. Если вы хотите заниматься профессионально, вам нужен суперсовременный байк, то 1 и 11 — самое то.

На что еще стоит обратить внимание? На компоненты. Здесь вообще ситуация такая. В производстве велосипедов сам производитель делает только раму. Если вы немножко в теме, знаете, что велосипеды Merida, Cube, Cannondale, Specialized и многие другие фирмы, так вот, эти фирмы делают только саму раму, как правило. А все остальные компоненты, как вилка, звезды, переключатели, резина, обода, седушки — это все делают уже сторонние компании, которые просто выставляют это все на рынок, а сам производитель комплектует эту свою раму, обвешивает этими сторонними компонентами.

И основные компоненты — задние звезды, цепь, передние звезды, тормоза, вилка, — по основным компонентам есть два очень сильных игрока. Это фирма SRAM, обратите внимание, у меня переключатель фирмы SRAM, передний переключатель фирмы SRAM, звезда — кассета звезд, цепь. И есть еще другой игрок фирма Shimano. Если будете себе подбирать велосипед, то обращайте внимание, чтобы эти основные компоненты, как кассета, переключатель, цепь были именно одной из этих двух фирм. Потому что, во-первых, они очень распространены, то есть по ним и легко запчасти найти, и они очень надежные, поэтому старайтесь брать, чтобы компоненты были этих двух фирм.

По вилкам та же история. У вилок тоже две основные фирмы, это фирма Fox и фирма Rock Shox. Например, на этом велосипеде у меня стоит вилка фирмы Rock Shox, на других моих велосипедах, в основном, стоят вилки Fox, они мне больше нравятся. Поэтому, если будете брать, то обращайте внимание, чтобы стояла вилка либо Fox, либо Rock Shox.

В остальном, в принципе, саму раму я вам советую брать просто проверенного производителя. Это Merida, Cannondale, Specialized, которую я использую, фирма Giant, Cube. Я под этим видео перечислю те фирмы, которые делают рамы, которые собирают на основе своих рам велосипеды, чтобы вам было более понятны эти названия.

Ну и, подводя итог, что я могу сказать. Если бы я себе сегодня брал велосипед, то я бы взял велосипед с 29-дюймовыми колесами, с карбоновой рамой. Вот этот мой велосипед на сегодняшний день — это мой основной гоночный велосипед. 29-е колеса, карбоновая рама, задняя подвеска и система 1-11. То есть, это идеал. Но такой идеал стоит очень дорого, мало кто может его себе позволить, поэтому нужно искать какой-то компромисс. Это такой же велосипед, только с алюминиевой рамой. Далее, с системой 2-9 или 3-10, то есть, такой же велосипед, с алюминиевой рамой с системой 3-9 будет стоить уже в 2 раза дешевле.

Что еще из компромиссов дальше у нас идет? Убираем подвеску, оставляем жесткую раму, то есть, такой велосипед будет еще дешевле стоить. Дальше уже экономить некуда. Минимум, что я вам могу посоветовать, это алюминиевая рама, система 3 и 9, можно без задней подвески, но, в идеале, с задней подвеской, если вы планируете много кататься по бездорожью.

Вот, в принципе, и все, основной такой ликбез, этих знаний вам будет уже достаточно. Еще последний совет. Когда будете выбирать в магазине велосипед, можете сказать менеджеру, чтобы вам подбирали велосипед с компонентами уровня Shimano XT. Или, если это фирма Sram, то Sram X9. Это компоненты, которые оптимальны на сегодняшний день по соотношению цена-качество. Они достаточно легкие, надежные и недорогие, относительно более высоких классов оборудования. Поэтому, когда будете выбирать, берите проверенную фирму, чтобы было оборудование уровня Shimano XT или Sram X9.

Можете сказать это менеджеру. Если он более-менее адекватный, он вас поймет и подберет вам велосипед именно такого хорошего уровня.

Ну и, напоследок, небольшой сюрприз. Покажу вам свое последнее приобретение, супермонстра. Это внедорожник в мире велосипедов, который мне буквально на днях пришел, я на нем еще даже ни разу не прокатился. Но это такой уже неформальный нестандартный велосипед, который позволяет ездить даже зимой по укатанному снегу. За счет широкого пятна контакта он не проваливается, на нем можно кататься даже зимой по лыжным трассам.

Естественно, по лесу, по грязи, по песку, то есть везде, где простой велосипед может застрять, провалиться, где мягкий грунт, где много веток всяких. Обычный велосипед там непригоден, а этот монстр позволяет проехать где угодно и за счет широкого пятна контактов он очень мягкий, у него нет ни переднего амортизатора, ни заднего, по любым препятствиям на нем проезжаешь мягко.Но это такой экстрим-вариант для любителей, для тех, кто гонится по велосипедам, для кого это такое хобби.

На этом сегодня все, спасибо за внимание! С вам был Евгений Попов. Живите в стиле Кайдзен. Увидимся в следующих видео. Пока!